Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА IV людям в Колский острог для пьянства ходят и монастырскому ижди­ вение чинят похищенье, тех чернецов смирить их строителю и сыну боярскому, при братии, плетьми без пощады, чтоб так делать им и иным впредь неповадно было». Казалось бы, появилась надежда, что Владыка властной рукой положит предел разложению братии, вос­ становит попранные монастырские устои... Но, увы, строитель Павел недолго «житие в монашестве проходил доброе» и вскоре «ведомо учинилось преосвященному Афанасию, что к той Печенгской пустыни Строителю Павлу приходят в келью робята невозрастные и ночуют, и он с ними пьянствует...». И было в 1701 г. учинено дознание «и били плетьми нещадно о познании прямой прав­ ды о непотребном и богомерзком, а его, Павла, до указу держали в той пустыни скована и под караулом»1. Вскоре дознание было закончено, и монах Павел сослан в Соло­ вецкий монастырь на покаяние. Тяжкую болезнь монастырского духа едва ли возможно было уврачевать кандалами да плетьми. Посему и болезнь оставалась прежней, впрочем, как и средства ее лечения. Так, например, через некоторое время после описанной выше истории очередной строитель монастыря игумен Измаил был «бит кнутом и сослан в Спасо-Каменный монастырь»2. 11 мая 1701 г. «ради неистового жития строителев и монахов» Пе­ ченгский монастырь царской грамотой был приписан к Холмогор­ скому Архиерейскому дому3, а в 1765 г. упразднен окончательно. 1 Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей... С. 64. 2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. С. 833. 3 Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII в. СПб., 1908. С. 285. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz