Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА IV Видимо, эта грамота не оказала должного воздействия. Известно, что «в 1637 г. царь Алексей Михайлович написал новую грамоту, в которой запрещал соловецкой братии квасить квас по кельям и тре бовал, чтобы иноки опечатывали „пиянственное питие”... Никаких последствий и эта грамота не имела»1. К концу XVII столетия ничего принципиально не изменилось и в духовной жизни Печенгского монастыря. Состояние обите ли, пораженной тяжким внутренним недугом, в этот период можно охарактеризовать как вяло текущее хроническое нездоровье с пери одическими обострениями. Очередные усилия по наведению порядка в Кольско-Печенгской обители были предприняты в связи с образованием на Крайнем Се вере самостоятельной Холмогорской епархии. Новый Правящий архи ерей архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов), как показывают документы в период с 1696 по 1701 гг., уделял самое пристальное внимание обстановке в Кольско-Печенгской обители. Именно в этот период усилиями владыки Афанасия, этого известного духовного писателя и полемиста, было создано Житие преподобного Трифона нынешней редакции как благочестивый пример и назида тельное душеполезное чтение для братии. В монастыре к этому времени братии было 14 иноков, да 12 душ вкладчиков и стрельцов, из которых «никто церковного обыкновения и монастырского строения не знает»2. Об уровне монастырской жизни в это время поведали нам «допросные речи»3священника Кольского острога Борисоглебской церкви Симеона (Борисова), который при нужден был «по священству своему» Преосвященному Афанасию, архиепископу Холмогорскому, «поведать истинную правду» о состо янии Кольско-Печенгской обители в 1696 г. Владыка Афанасий, озна комившись с «допросными речами», предпринял очередную попытку навести порядок в этом монастыре, поскольку все то, что он узнал о жизни насельников, не могло не вызвать законного возмущения и гнева Его Высокопреосвященства. 1 Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. С. 304. 2 Попов Н. А. Материалы для истории Архангельской епархии // ЧОИДР. М., 1880. Кн. 2. С. 16. 3 Ефименко П.С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской гу бернии // Записки Императорского русского Географического общества по отделению этно графии. СПб., Т. 8. 1878. С. 61-65. 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz