Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 3. Д альнейший процесс «обмирщения» и стагнация монастырской жизни Думается, что-то все-таки успел сделать этот выдающийся российс кий святитель при своей колоссальной духовной силе и неукротимой энергии. Но, увы, время его патриарших деяний оказалось слишком коротким. Таким патриархам уже не позволялось существовать рядом с Российским Самодержцем. Никону не позволили «вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие», повести «к совершенствованию, освящению и преображению»1. Даже в этом незначительном, по российским меркам, «печенгском» историческом эпизоде ярко отразилось отчаянное сопротивление тех сил, интересы которых неизбежно затрагивал Никон в своей борьбе за возрождение Церкви в истинной чистоте христианского духа. «По низложении Патриарха Никона в 1667 г. все вотчины по опре делению Собора были отобраны от Крестного монастыря»2. Вместе с Никоновым патриаршеством был утрачен и реальный шанс спасти Печенгский монастырь. Рассмотренная нами печальная ситуация в Кольско-Печенгском монастыре - лишь один из ярких примеров общей неблагополучной тенденции развития российской монастырской жизни в этот период. В точно таких же «неподобных делах» обличал в 1636 г. Соловецкую обитель царь Алексей Михайлович. Он писал, что «иноки привозят в обитель и держат в своих келиях „вино горячее всякое красное не мецкое”». Те же проблемы были и в вопросе управления монастырем. Келаря и казначея выбирал не весь черный собор, а те старцы, которые пьянствовали в обители, и выбирали они «потаковников, которые бы им молчали», они же забирали к себе «в келии и новоначальных иноков». А тем старцам, которые в монашеском житии искусны и со блюдают устав соловецких чудотворцев, на соборе говорить не давали. Юные трудники, вопреки древнему уставу, жили прямо в обители и зимой и летом, без надзора опытных старцев и служебников. Царь повелел игумену навести порядок в монастыре: «...приезжих богомольцев с хмельными напитками в монастырь не впускать, уче ников игумену, келарю и соборным старцам не держать, а поручать рядовым старцам и священникам, юным трудникам в обители не жить, хмельные напитки хранить только в погребе и выдавать понемногу больным и немощным инокам и т. д.»3. 1 Шмидт В. Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона // Журнал Московской Пат риархии. М., ноябрь 2002. С. 54. 2 Дело Патриарха Никона // Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 748. 3 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описа ние Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3. С. 266-269 (цит. по: Романенко Е. В. Повседнев ная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002. С. 303-304). 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz