Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА IV тебе, великому государю, нельзя и писать». Посланного в монастырь строителя «он бьет и на цепь сажает, а монастырскую казну всю про пил и проворовал». По указанию Никона, из Крестного монастыря в Колу были посла ны «две лодьи для промыслу, да на тех Крестного монастыря старец Селевкий со служками» с повелением «взять за бесчинство черного попа Симеона, да с ним взять служку Богдашку Кайдалова, за многое его воровство». Но «поп Симеон наговорил таких же воров из Печенг ского монастыря старцов и служек, и как приехал старец Селевкий, и он, Симеон, собрался со многими ворами и Селевкия много безчес- тили, а служку Левку Лазарева били и за ноги выволокли за мертвого и кинули за монастырем». Патриарх Никон был вынужден просить помощи в наведении по рядка в монастыре непосредственно у царя: «Милостивый великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, пожалуй меня, богомольца своего, вели на тех воров дать свою государеву оборонь». Такая мера, по словам Патриарха, была обусловлена тем, что «в Колс- ком, государь, остроге воеводы и стрельцы того Печенгского монас тыря за старцов вступаются, а приказным старцам и служебникам Крестного монастыря стеснение чинят, потому что к тем Печенгским старцам приезжают на кораблях немцы и те старцы хотят твое госуда рево богомолье видеть в пусте, монастырскую соль и рыбу на вино и водку меняют и с теми воеводами и стрельцами заодно пьют и браж ничают и монастырь разорили и все пропили вместе»1. В этой ситуации видны отголоски давней болезненной проблемы. Речь идет все о тех же неподсудных грамотах, выдаваемых монасты рям мирской, царской властью, что выводили монастырь из-под влас ти священноначалия. Еще участники «Стоглава» решительно выска зывались против них, и Собор постановил «впредь таким грамотам не быти» (глава 67). В действительности постановление это осталось только на бумаге, ибо царь Иван выдавал несудимые грамоты и после Собора»2. Та же ситуация продолжалась и в XVII в., во времена Пат риарха Никона. Мирская власть в лице самодержца упорно не желала признавать канонические основы церковной жизни и по-прежнему «покровительствовала» монастырям, оттесняя архиереев и Патриарха. «Протесты Патриарха Никона и его попытки в полном объеме восста новить канонические права иерархии не возымели успеха»1. 1 Грамоты Патриарха Никона. С. 651. 2 Смолич И. К. Русское монашество. С. 178. 3 Там же. С. 179. 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz