Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 3. Д альнейший процесс «обмирщения» и стагнация монастырской жизни Никоном было принято решение об обретении мощей преподобного Грифона. Дух монастырской братии в XVII в., как ни прискорбно, справед­ ливо характеризуется фразой: «буйные печенгские монахи». Льготы, которые в свое время были определены монастырю для укрепления игуменской власти, теперь сослужили ему дурную службу. Если бес­ прекословное послушание братии игумену Гурию в XVI в. позволило ей удостоиться венцов небесных, то прогрессирующий упадок в ду­ ховной жизни, маловерие и «буйство» монахов XVII в. привели как раз к утрате реальной игуменской власти в монастыре. В то же время сохраняющаяся неподсудность монастырской братии и всего монас­ тырского люда кому бы то ни было со стороны мирских властей, а только лишь игумену («ведает их и судит игумен сам во всем или кому прикажет, а прав ли, виноват ли монастырский человек будет, он в правде и в вине игумену с братией»1) привела к приходу в монастырь многочисленных «людей с прошлым». При этом большинство из них искали вовсе не спасения своей души, а удобного укрытия от влас­ тей да «сытной и бражной жизни», что в полной мере предоставлял откормившийся на лопарских вотчинах и винно-водочной торговле Кольско-Печенгский монастырь. «К тем Печенгского монастыря старцам приезжают нарочно на ко­ раблях немцы, и те старцы монастырскую соль и рыбу им, немцам, на вино и на водки и на романею и на рейнское и на всякие немецкия питья меняют, пьют и бражничают и монастырь разорили и все пропили»2. Не желая расставаться со своей вольной и хмельной жизнью, «мо­ настырские старцы», не признавая над собой патриаршей власти, всячески саботировали усилия Никона по наведению порядка в мо­ настыре. Об этом противодействии Патриарху со стороны «буйных печенгских монахов» рассказывается в челобитной царю Алексею Михайловичу 1659 г.3 С уходом игумена Иоанна, несмотря на присланного от Патриарха строителя Исайю, власть в монастыре захватил находящийся в запрете от Никона еще в бытность того Новгородским владыкой некий «чер­ ный поп Симеон». Как пишет Святейший, «запрет ему пожизненный», «во всем житии служить не доведется», поскольку поп этот «все книги монастырские пропил в кабаке и иное безчиние всякое делает, чего 1 См. об этом: Грамоты Патриарха Никона // Записки отделения Русской и Славянской Археологии русского Археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 647. 2 Гам же. С. 651. ! Там же. С. 643. 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz