Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА IV Русские лопари. Гравюра X. Хансена. XIX в. миссионерства и, мягко говоря, отсутствию «любви» к монастырю со стороны лопарского племени. Кроме того, к концу XVII в. побуждающим мотивом для креще ния становится не Евангельская проповедь и образец святой жизни подвижника, а холодный расчет и материальное стимулирование. «Крестящемуся лопарю давать Великого государя жалование по два рубли человеку и льготы в службе и в тягле на два года, а которым нарочитым давать и по три рубли... да и впредь его Великого государя жалованием их велено обнадеживать»1. Вот такие печальные перемены произошли в отношении к христиан ству со стороны коренного населения Лапландии во многом благодаря ранее упомянутым «деяниям» Кольско-Печенгского монастыря. «Если задать себе вопрос, принес ли Печенгский монастырь пользу лопарям, то придется ответить на это, к сожалению, отрицательно. Он содей ствовал их обеднению, своим обращением ожесточал их, примером жизни братии действовал развращающим образом на молодую паст ву, он оставил их коснеть в невежестве в продолжение долгих лет, не заботясь о просвещении их христианской верой»2. 1 1осударственная забота о крещении лопи в XVII в. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Смесь. СПб., 1887. Кн. 1. С. 152. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 47. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz