Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Свидетельства д уховно-нр авственного упадка в монастыре С окончанием «смутных времен», в 1619 г. царь Михаил Федорович Романов своей грамотой в полной мере подтвердил и закрепил льготы и права монастыря. Но, увы, духовное неблагополучие, что давно уж поразило монастырь, продолжало неуклонно прогрессировать. Пол­ ное забвение заповедей преподобного Трифона неумолимо влекло обитель в «мерзость запустения». Сразу после переселения своего в Колу монастырская хозяйственная политика была направлена на изыскание различных способов оттор­ жения земель, принадлежащих лопарям. Этот процесс особенно акти­ визировался в первой половине XVII столетия. «В краткий срок вре­ мени, с 1620 по 1646 гг., новый, или, как он назывался теперь, Кольско- Печенгский (или Колоспеченгский), монастырь приобрел очень много угодий от лопарей. В своем стремлении к увеличению владений монас­ тырь, по-видимому, шел не всегда законным путем»1. О том, каков был этот путь, ярко свидетельствуют царские грамоты от 1649,1651,1661,1675,1677,1687,1697 и др. гг., являвшиеся ответом на бесчисленные лопарские челобитья с просьбами о заступничестве от этих захватов и притеснений2. Во всех этих указах повторяется одно и то же повеление: «.. .лопскихугодьев продавать и в оброк отдавать не велено... а буде которые люди в том объявятся, и тем учинено будет жестокое нака­ зание, и угодья и земли велено назад поворотить». Тем не менее, несмотря на запрещение, «захватывая в свои руки все большее количество угодий, монастырь богатеет, но вместе с возращением богатства он становится из просветителя угнетателем лопарей. Так успешно начатое дело прп. Три­ фона принимает постепенно совершенно другой оборот»3. Даже в конце XVII в., спустя более чем 150 лет с начала великих просветительских деяний преподобных Феодорита и Трифона, мно­ гие лопари вновь оказались некрещеными и возвращались к я зы ­ честву. В 1681 г. московское правительство по приказанию царя Феодора Алексеевича рассылает распоряжения по возобновлению миссионерской деятельности среди лопарей. Однако все эти указания совершенно не затрагивают Печенгский монастырь, надо полагать, по причине полного морального несоответствия предстоящим задачам 1 Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии... С. 292-293. 2 Акты Исторические. IX, № 254. 3 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 42. Всем нам хочется верить, что по заветам преподоб­ ного Трифона монахи заботились о беззащитном лопарском племени, радели о его просвеще­ нии. «Просветительное значение этого монастыря для побережья Ледовитого моря тем более было важно, что он существовал более двух столетий и уничтожен был только в 1764 г.», - с ис­ кренним сожалением и верой, что это действительно было гак, пишет автор (Огородников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». СПб., 1869. С. 27). 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz