Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА IV это торговый «двор для приходу немецких людей в Кольском ост­ роге»1. Тут же находились и строения бывшего Кольского подворья монастыря: «...6 келей, да хлебня, да поварня, да три амбара, да погреб с напогребницею, да клеть соляная, и за двором амбар монастырский, да за острогом амбар с приделом, да погреб монастырский...»2 Упомянутому «погребу» довольно скоро, к 1608 г., монастырь нашел применение весьма показательное и характерное для наступившего нового, кольского периода монастырской жизни: «Подле двора монас­ тырского погреб монастырский, ставят в него государево кабацкое питье, „банка”Печенгского монастыря, а в ней немчик Созомонко но­ вокрещеный и изба государева кабацкая»\ Что касается самой Печенги, то и гам монастырь довольно скоро вновь обустроился. Необходимо было неустанно контролировать об­ ширные монастырские владения, своевременно собирая положенные подати и оброки со всех, кто гам жил и трудился. Были построены два дома на «15 мест келейных», в них жили «монахи Печенгского монас­ тыря, переменяясь по годам, приезжая из монастыря, да два амбара, да поварня, да двор коровный, да хлев, да баня». Церквей для крещеного Трифоном лопарского племени восстановлено не было. Справедливости ради надо отметить, что при братской могиле 95-ти мучеников была поставлена часовенка, равно как и у реки Маны над мощами преподобного Трифона и убиенных Ионы и Германа. Н ачиная с Ж алованной грамоты царя Феодора Иоанновича 1591 года4 владения монастыря увеличиваются непрерывно5, а льго­ ты и права расширяются невиданно: «милостыни монастырю давать на хлеб, на рожь, на овес, и на горох, и на воск, и на фимиам, и на мед, и на масло, и на крупы, и на конопляное семя, всего с году на год по 50 рублей»6. Подтверждена полная неподсудность монастыря и принадлежащих ему крестьян, дарован беспошлинный проезд по России, расширено освобождение от податей и повинностей в пользу государства и т.п. Надо думать, при таких условиях «положение мо­ настыря в материальном отношении было прекрасным»7. В духовном же плане монастырь был тяжело болен. 1 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 2. С. 433. 2 Там же. С. 433. 3 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 414. 4 Текст грамоты упомянут в: Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 2. С. 433. 5 Об этом см.: Разбор тяжбы между лопарями и печенгскими старцами. Грамота царя Пет­ ра 11ервого от 1697 г. (Цит. по: Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 1. С. 395-409.) ь Из грамоты царя Василия Шуйского 1607 г. (Цит. по: Корольков Н. Ф. Трифоно-11еченгский монастырь... С. 31.) 7 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 31. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz