Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I Где же, как не в Житии узнаем мы историю того, каким образом вся жизнь человека сумела так преобразиться, что смогла вписаться в эту «прорись» Жития святого и стать верным образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12)? Нет сомнений в том, что «икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик»1, но при этом житийных клейм на иконе никто не упразднял и они всегда были очень важны для пра вославной традиции. Говоря о велении сегодняшнего времени и потребности в пере смотре житий (жизнеописаний) подвижников, единственной основой которых является средневековое «типическое Житие», уверенно ска жем следующее: весь путь, пройденный Святым к своему прослав лению, есть бесценное сокровище Церковного Предания. Потому и суть жизненных обстоятельств, приведших подвижника к его Пре ображению, и усилия «ветхого» человека на этом пути должны быть описаны честно и мужественно, дабы быть близкими и понятными людям, вдохновлять их и являться примером любому простому смерт ному, встающему на путь спасения. «...Обожение человека, которое передает икона, не упраздняет ничего и истинно человеческого: ни психологического элемента, ни различных особенностей человека. Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил в духовный подвиг»2. Другое дело, что написание такой иконы требует особого призвания от Господа, очевидного таланта и непременных аскетических и молитвенных усилий. В противном случае в силу всту пает пародия на «поэтику уподоблений» и великие святители первых веков христианства пишутся с окладистыми бородами, в облачениях и клобуках архиереев XIX-XX вв. И это несмотря на то, что общедо ступны современные им изображения, сохранившееся на фресках и мозаиках. Следует еще раз подчеркнуть, что написание Жития подвижника - также есть делание сугубо духовное, молитвенное. Иными средствами невозможно постичь тайну обожения человека и исполнить главную задачу, стоящую при написании Жития подвижника, - исповедание православного догмата Преображения. Всё без исключения, происходящее в жизни человека, есть реа лизация Божественного Промысла о нем, - кто же дерзнет перечить Господу и перекраивать по своему вкусу историю жизни подвижника, 1 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997. С. 210. 2 Там же. С. 212. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz