Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Общая деградация монашеской идеи в конце XVI - начале XVII вв. сколько иного духовного устройства, принципиально отличавшихся от великой плеяды пустынных первопроходцев древности. Особенно ярко этот процесс проявился в северных и восточных Российских землях, в освоении которых молодая и растущая Держава, вне всяких сомнений, была остро заинтересована. Вторая волна, движение монахов иного духовного устройства - предприимчивых и хватких, часто скрывающихся от властей и з а кона, но пришедших не упустить своего шанса и энергично освоить это выпавшее им земельное богатство, неизбежно столкнулась с уже существующими монастырями, с непреклонными подвижниками, ис поведующими иные принципы иноческой жизни, и, самое главное, с иным духом этих обителей. И вопросы, задаваемые при постриге: «Отрицаешься ли мира... Не от некой ли нужды пришел еси, брате?», повисали в воздухе, посколь ку совсем иные, мирские, материальные причины и нужды стали под вигать народ идти в монастыри: «покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать»1. Именно эту ситуацию и попытался «оседлать» Волоцкий игумен. По сути, это невозможно. Преподобному Иосифу это удавалось. Также и прочие монастыри соблюдались в вере и благочестии молитвами святых старцев до тех пор, пока они были живы. И это хорошо стала понимать царская и церковная власть, стремясь призывать «заволж ских монахов», старцев-пустынников, и назначать их настоятелями стремительно деградировавших монастырей. Большей частью такие попытки заканчивались неудачей, посколь ку для «наведения порядка» требовался подход, укоренившийся в монастыре Иосифа Волоцкого - жесткая, казарменная дисциплина2. «Старцы-заволжцы» не могли принять таких методов. Человека мож но включить в некую систему мер воспитания, можно принудить ко всему, кроме одного, - нельзя заставить любить. Без всепоглощаю щей любви к Господу, без всецелой готовности всего себя принести в жертву этой любви, по мнению тех великих старцев, в монашестве делать нечего. Потому так трудно шел у них диалог с государственной властью о сотрудничестве в деле строительства Державы Российской, о созидании Царства Божьего на земле, поскольку они всем сердцем своим «горнего искали, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляли, а не о земном» (ср.: Кол. 3, 2). 1 Стоглав, гл. V (цит. по: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. С. 194). 2 См.: Смолич И. К. Русское монашество. С. 64; Кудрявцев Матфей, диакон. История православного монашества. Монастырь Иосифа Волоцкого. М., 1881. С. 217-221. 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz