Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ОБЩАЯ ДЕГРАДАЦИЯ МОНАШЕСКОЙ ИДЕИ В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII вв. В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО МОНАСТЫРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА § 1 В российской исторической науке традиционно принято говорить о «разделении» монашества в XVI в. на так называемых «осифлян» и «нестяжателей». Думается, говорить надо не о разделении, а о смене, произошедшей в самих носителях российской монашеской духовнос­ ти, о появлении совершенно иной генерации, если так можно выра­ зиться, «новых иноков». До середины XV - начала XVI в. основной причиной ухода монаха в пустыню являлось желание уйти от мира, дабы ничто не мешало ему предаться посту и молитве. Сохранялась неповрежденной сама идея, давшая жизнь монашест­ ву как благодатнейшему явлению в Христианской Церкви. Успешность в совершении отшельником своего пустынного подвига, стяжание им благодатных даров Святого Духа порождали желание и иных горящих верой молитвенников присоединиться к духоносному старцу. «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святой дружине сей?» - непременно вопрошал игумен, выясняя при­ чину прихода человека в монастырь. И желающий пострига называл единственно возможную причину: «Желая жития постнического, чест­ ный отче»1. Непрестанно творилась чистая молитва, и появлялся очаг право­ славной духовности, собиралась еще одна школа так называемого старчества, особого явления в русской духовной практике. Именно таким образом появились на Руси великие монастыри древности. Ситуация резко стала меняться, когда государство - нарождающа­ яся Московская Держава Российская, в соответствии с духом «достиг­ нутой Симфонии», стало активно поддерживать становление монас­ тырей и монашеское движение в целом. С самыми благочестивыми намерениями, даруя льготы, грамоты и владения, власть подталкивала к принятию монашества и к строительству монастырей людей не- 1 Последование малого образа, еже есть мантия // Требник монашеский. М., 2006. С. 21. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz