Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III Опубликованное в конце XIX в. поэтическое предание о трагедии на Печенге неслучайно говорит о «поминальной записке об упоко­ ении всей братии обители», обнаруженной в трапезной монастыря накануне нападения. Равно как и повествует о предателе, «кочевом лопаре - фильмане Иване», от которого «Бог отступился»1. Также и то, что особо подчеркивает Житие, - люди Весайнена оказались внутри монастырского укрепления внезапно, неведомым образом: «...оные еретики безвестно впадше во ограду и вне церкви во службах сущих заклаша мечом». Думается, что и записка, подброшенная в трапез­ ную, и подкупленный за «50 серебряных шведских монет» предатель- лопарь, и отворенные монастырские врата - все это звенья одной цепи. Перед нами в полной мере раскрывается все коварство тща­ тельно продуманного плана Пекки Весайнена. Как известно, совершив злодеяние в Успенской пустыни, Весайнен исчез. «Не дошедши обители, сокрышася в тайне месте». Потрясенная ужасной картиной, открывшейся взору при могиле святого Трифона, в недоумении от необъяснимости всего произошедшего, включая и исчезновение врага, братия монастыря предприняла ряд необходимых в таком положении шагов2. Во-первых, было велено всем укрыться в монастырской ограде. Туда же, надо понимать, были перенесены и мощи преподобного Трифона, так же как и останки убиенных Ионы и Германа. После положенного прощания и отпевания тела мучени­ ков, до окончательного прояснения ситуации и в связи с возможно­ стью нового нападения, видимо, уложили в соответствующем месте. Надо сказать, на Руси в то время существовал обычай не производить захоронение покойников, умерших насильственной смертью в мо­ розное, зимнее время, а укладывать их до весны в особом холодном помещении3. Что касается останков преподобного Трифона, то по причине незна­ чительного времени, прошедшего с момента кончины, христианская 1 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 24. 2 Как известно из «Датского документа», Весайнен уничтожил все монастырские суда, стоящие в гавани у Успенской пустыни: «...все корабли и лодки и находившиеся в гавани суда изрубили на части» (Старинный Датский документ... С. 4.), тем самым лишив братию возможности обследовать акваторию вокруг Печенгской губы, что могло бы привести к об­ наружению его отряда, укрывшегося на целую неделю в губе Волоковая. 3 «В зимнее время они (русские) не хоронят покойников, а ставят их в доме, выстроен­ ном за городом, который называют божедом, до наступления весны» (Флетчер Джильс. О го­ сударстве Российском // Россия XVI в. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 137). Надо сказать, это замечание иностранца не вполне точно. Так поступали лишь с «заложными покойниками» - людьми, умершими «напрасной» (неожиданной, «не ко сроку») смертью, ко­ торых отпевали и хоронили в общей могиле раз в год, на Семик. Происходило это непосред­ ственно перед Троицей, в четверг седьмой (отсюда - «Семик») послепасхальной недели. 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz