Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии Таким стал общепринятый подход к раскрытию образа святого на Руси к XV-XVII вв.1, и редко кто чувствовал в себе силы и призвание от Господа, подобно Сергию (Шелонину), отважиться внести сюда собственное осмысление и раскрыть индивидуальные черты подвига Святого. И вовсе нельзя отказать в мудрости богословских и фило­ софских оснований, лежащих в глубине этой идеи, равно как и в праве средневекового христианина именно на такой, «внеисторический», идеально возвышенный подход к агиографии. В то же время необхо­ димо признать и то, что это искусство «топосов» и «поэтика уподоб­ лений» со временем увели русскую агиографическую литературу в область подчас абстрактных духовных переживаний, антиисторич­ ности, а при отсутствии необходимого материала и условий - просто к формальному, механическому копированию. Еще раз оценивая эту идею неукоснительно строгого следования автора возвышенным образцам, отобранным им из текстов иных Ж и ­ тий, мы вновь прослеживаем аналогию с иконописью, со взглядом на Житие как на словесную икону. И в этом смысле наличие пред­ писанных словесных «прорисей» и узаконенного образца «подобия», конечно же, значительно упрощают задачу агиографа2. При этом, од­ нако, необходимо подчеркнуть, что задачи, стоящие перед иконопис­ цем и агиографом, имеют существенное различие. Икона как объект молитвенного предстояния человека, по возможности, должна быть лишена явно выраженных индивидуальных человеческих черт, телес­ ная составляющая образа сведена к минимуму. Православная икона всячески преодолевает «живоподобие», дабы молящийся не отвле­ кался рассматриванием иконы как живописного портрета и ничто не мешало его сосредоточенности в молитве. В то же время Житие святого является не объектом молитвенного предстояния, а объектом благочестивых размышлений о человеческих судьбах и о неисповедимости Божественного Промысла обо всех нас. Житие святого служит цели не только дать нам образец благочести­ вой жизни, но и показать реальный пример преодоления трудностей на пути христианина в его борьбе за свое спасение в этом мире. Дать пример того, как жизнь человека становится его Житием, как облик человека преображается в икону и как грешная его плоть, обоживаясь, уподобляется высшему Образу - Богочеловеку Христу Спасителю. 1 Говоря об этом, мы хорошо понимаем, что сама «поэтика уподоблений» явление очень древнее. На российской почве появление топосов можно обнаружить уже в Житии Феодо­ сия Печерского XI в. 2 См. об этом: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии. СПб., 1998. Т. 1. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz