Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Гибель святой обители и обстоятельства мученического подвига монастырской братии данные, указанные в «Датском документе», более точны, поскольку подкреплены списком имен. Кроме того, и дата окончательной редак­ ции «документа» довольно поздняя - август 1590 г. В то же время «че­ лобитная», безусловно, писалась «по горячим следам». Так что цифра 95 (из которой 42 монаха и 53 монастырских послушника, трудника и паломника), сообщающая о количестве мучеников Печенгских, уби­ енных 9 декабря в монастырских стенах, вполне достоверна. Позже и русский царский сборщик податей Алай Михалков также проявляет профессиональную дотошность и подтверждает эту цифру в своей писцовой книге: «И в 98-м г. те монастыри и в них церквы... сожгли свейские немцы и игумена с братиею, да слуг монастырских 95 человек побили»1. «Отсутствовало пять монахов, бывших в дале­ ком пути по делам обители...»2 Монастырское же предание настойчиво говорит о 116 мучениках: 51 монахе и 65 послушниках вместе со «служебниками работными». Поэтому, скорее всего, цифра «116» свидетельствует о том, что вместе с останками 95 человек «монастырских» были захоронены и все «из­ битые финнами». Это и паломники, в то время оказавшиеся в монас­ тыре, имена которых могли не знать, равно как и прочие «убиенные» в иных местах по ходу движения отряда. Все это вполне вероятно, особенно учитывая зимнее время событий, поскольку проще доста­ вить все замерзшие тела к одной могиле, вырубленной в промерзшей земле, чем копать много могил. Как известно, 22 декабря Весайнен испытал серьезное поражение под Кольским острогом, «и немцы Туломою рекою в землю свою побе­ жали»3. Оставшаяся в живых братия, «бывшая во отшествии в служ­ бах», смогла, наконец, вернуться «в разоренную святую обитель» и «обубиенных горек плач сотворили и оставшиеся плоти рассеченныя, и сгоревшия части собрали и погребли честно». Святые же останки преподобного Трифона и двух его верных «сослужебников» из Ус­ пенской пустыни, надо понимать, были единственными относитель­ но цельно сохранившимися, в отличие от рассеченных и сожженных тел остальной братии. Их-то и было решено захоронить в укромном месте, у погоста Печенска Зимняя, под присмотром местных лопарей, поскольку на месте монастыря теперь никто не оставался. Жить было негде, да и страшно4. И о новом месте захоронения решено было пока 1 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 2. С. 432. 2 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли... С. 24 (прим.). 3 Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. С. 241. 4 Монахи вернулись сюда, на Печенгу, лишь в 1596 г. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz