Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА III возлюбленной - отец спрятал девушку в далеком монастыре. Горю Феодора не было предела, но ни его отчаянье, ни уговоры не трога ли сердца отца. Долго потом разыскивал юноша свою избранницу, но, увы, тщетно - деньги, заплаченные его отцом, надежно скрывали Анну и от Феодора, и от всех посторонних глаз. На все его расспросы «ему отвечали или незнанием, или такими догадками и предположе ниями, которые заставляли его предпринимать долгие и утомитель ные розыски и, в конце концов, приводили к полному разочарованию. Измученный нравственно и физически, утратив всякую надежду уви деть снова Анюту, Феодор решился искать покоя своей потрясенной душе в стенах монастыря»1. Кроме упомянутых 38 монахов мученическую кончину претерпели и монастырские послушники и трудники, их всего 53 имени: мученики Никифор, Евсей, Пров, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсей, Иоанн, Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Ни кита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Конс тантин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Евфимий, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Ананий, Стефан, Емельян, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Issdan (Иоанн?), а также две женщины - трудницы на скотном дворе: Акилина и Евфимия. Как известно, в «Датском документе» записаны имена 95 мучени ков. Это строгий официальный документ, составленный королевским чиновником - сборщиком податей, который по долгу службы обязан быть предельно точным. И он, «королевский фохт», тщательно ис полнил свои обязанности, не поленившись переписать чуждые его слуху русские имена. Также вскоре после разорения уцелевший (или вновь избранный) строитель Сергий с братией «Живоначальные Троицы Печенского монастыря» «бил челом великому государю царю и Великому кня зю Феодору Иоанновичу всея Руси», сообщая о случившейся беде: «В нынешнем, в 7098 г., Троицкий монастырь немецкие люди воевали и казну монастырскую взяли2, игумена да братии, сорок одного чело века старцов, да слуг пятьдесят человек, побили ...»3 Таким образом, строитель Сергий доносит о девяносто одном уби енном. Как видим, есть расхождение в четыре человека. Но, думается, 1 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 27. 2 Обратим внимание, что именно в первую очередь упоминает автор челобитной как самое ужасное. 3 Записки отделения Русской и Славянской Археологии Императорского русского Архе ологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 644-645. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz