Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III возлюбленной - отец спрятал девушку в далеком монастыре. Горю Феодора не было предела, но ни его отчаянье, ни уговоры не трога­ ли сердца отца. Долго потом разыскивал юноша свою избранницу, но, увы, тщетно - деньги, заплаченные его отцом, надежно скрывали Анну и от Феодора, и от всех посторонних глаз. На все его расспросы «ему отвечали или незнанием, или такими догадками и предположе­ ниями, которые заставляли его предпринимать долгие и утомитель­ ные розыски и, в конце концов, приводили к полному разочарованию. Измученный нравственно и физически, утратив всякую надежду уви­ деть снова Анюту, Феодор решился искать покоя своей потрясенной душе в стенах монастыря»1. Кроме упомянутых 38 монахов мученическую кончину претерпели и монастырские послушники и трудники, их всего 53 имени: мученики Никифор, Евсей, Пров, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсей, Иоанн, Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Ни­ кита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Конс­ тантин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Евфимий, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Ананий, Стефан, Емельян, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Issdan (Иоанн?), а также две женщины - трудницы на скотном дворе: Акилина и Евфимия. Как известно, в «Датском документе» записаны имена 95 мучени­ ков. Это строгий официальный документ, составленный королевским чиновником - сборщиком податей, который по долгу службы обязан быть предельно точным. И он, «королевский фохт», тщательно ис­ полнил свои обязанности, не поленившись переписать чуждые его слуху русские имена. Также вскоре после разорения уцелевший (или вновь избранный) строитель Сергий с братией «Живоначальные Троицы Печенского монастыря» «бил челом великому государю царю и Великому кня­ зю Феодору Иоанновичу всея Руси», сообщая о случившейся беде: «В нынешнем, в 7098 г., Троицкий монастырь немецкие люди воевали и казну монастырскую взяли2, игумена да братии, сорок одного чело­ века старцов, да слуг пятьдесят человек, побили ...»3 Таким образом, строитель Сергий доносит о девяносто одном уби­ енном. Как видим, есть расхождение в четыре человека. Но, думается, 1 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 27. 2 Обратим внимание, что именно в первую очередь упоминает автор челобитной как самое ужасное. 3 Записки отделения Русской и Славянской Археологии Императорского русского Архе­ ологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 644-645. 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz