Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Гибель святой обители и обстоятельства мученического подвига монастырской братии Преподобный Герман был рясофорным монахом. Оба инока в безмол­ вии и трудах поистине были земными ангелами»1. Инок Иов - келарь монастыря, известный из того же документа 1575 г., в списке он десятый. Двадцать третий по списку - инок Амвросий. По преданию, это тот самый известный монах-богатырь, «страшно сильный великан, бывший воин»2, который просил игумена благословить его с другими сильными монахами дать бой разбойникам. Но, как видим, и этот силач и бывший воин смирился и исполнил свое монашеское послу­ шание даже до смерти. Профессор Фрисс записал об этом монахе довольно обстоятельное лопарское предание, повествующее историю его ухода в монастырь и последующих подвигов. По этому преданию, Амвросий (в миру Феодор) - сын богатых родителей, живших в своем имении на берегу Онежского озера. Так же как и Трифон в юности, Феодор был «воином на границе». Предание упоминает, что Феодор участвовал в походах, защищая Соловецкий монастырь и Заонежье. Это было то самое вре­ мя, когда «то шведы, то датчане, а то и каянские «немцы» год за годом грабили и разоряли поморские поселения»3. В 1571 г. очевидная угроза нависла и над Соловецким монастырем, в непосредственной близости от него появилась «неприятельская флотилия шведских кораблей. Не­ защищенная северная обитель впервые испытывает страх - в Москву срочно отправляется грамота с просьбой о защите.. .»4 Скорее всего, к этому времени и относятся походы, в которых участ­ вовал русский богатырь Феодор, в будущем инок Амвросий. Однажды в составе отряда преследуя «каянских немцев», он зашел далеко в пределы Каяни и оказался в селении Куоланьеми (приход Соткамо)5, где в страшной резне Феодор сумел спасти от неминуемой смерти финскую девочку. В дальнейшем Анюта (так назвали девочку, ставшую всеобщей любимицей) жила в имении его отца, выросла и превратилась в скромную и милую девицу Анну. И так случилось, что Феодор всем сердцем полюбил девушку. Отец же Феодора вовсе не желал такого брака для своего сына и, кроме того, как повествует предание, имел «свои виды» на беззащитную сиротку. И вот после очередного похода, вернувшись домой, Феодор не обнаружил своей 1 Никодим (Кононов), архим. Преподобный Трифон, Печенгский... С. 158. 2 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 25. 3 Домашнее А. Д., Дроздова Т. Н. Северное чудо - Соловецкая крепость. М., 1985. С. 77. 4 Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. С. 17. 5 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 272. На современных кар­ тах это Korvaniemi (Sotkamo). 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz