Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III можно предположить, что широко известный перечень семи древних ставропигиальных монастырей1может быть расширен. Но это лишь гипотеза и вопрос требует дальнейших исследований. Заметим, что Печенгский монастырь, возрожденный в XIX в., к началу XX в. уже являлся ставропигиальным2. Что же касается настоятелей северных монастырей, то о них со­ хранилось очень мало сведений. Относительно настоятелей древнего Печенгского монастыря мы пребываем в полном неведении - никаких других имен, кроме игумена Гурия, нигде не упоминается. Если же он действительно в течение 33 лет бессменно руководил обителью на Печенге, то это - уникальный случай в истории монастырей, и осо­ бенно северных. Если коснуться более разработанной истории Соловецкого монас­ тыря, можно увидеть, что после смерти «великого основателя - пре­ подобного Зосимы 18 настоятелей сменили друг друга»3, и это лишь в период до 1537 г. Исключение в настоятельском «долгожительстве» являет собой священномученик Филипп Московский, окормлявший Соловки в течение 20 лет - с 1546 по 1566 г.4 Как известно, монастырская должность строителя существует не­ зависимо от того, есть ли в обители настоятель. До своей блаженной кончины строителем Печенгского монастыря состоял преподобный Феодорит Кольский. Еще раз напомним, что с канонической позиции, Феодорит никогда и не переставал быть строителем основанного им Свято-Троицкого Кольского монастыря. Беззаконные действия братии, изгнавшей старца и переместившей монастырь из Колы на Печенгу, вовсе не отменяют Ставленой грамоты, данной Феодориту Новгород­ ским архиепископом Макарием около 1540 г. Так что до августа 1571 г. строителем Троицкого монастыря оставался преподобный Феодорит Кольский. С момента «кольского бунта» 1548 г. - лишь de jure, а после возвращения Феодорита на Север, около 1562 г., уже и de facto, что находит свое подтверждение в исторических документах5. 1 «Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский («Новый Иерусалим»), Симонов, Донс­ кой, Спасояковлевский и Заиконоспасский» (Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 625). 2 «Описи церкви во имя Рождества Христова за 1911 г. Ставропигиальный второклас­ сный Трифоно-Печенгский монастырь» (ГАМО. Ф. 54, оп.1, д. 147, л. 41 об.). 3 Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 30. 4 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. С. 816. 5 Речь идет о «Данной 1569 г. от Евсевия Букина Строителю Феодориту с братией» (Бело­ куров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 65). См. также: Андреев А. Н. К исто­ рии колонизации западной части Кольского полуострова. С. 29. 2 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz