Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА III можно предположить, что широко известный перечень семи древних ставропигиальных монастырей1может быть расширен. Но это лишь гипотеза и вопрос требует дальнейших исследований. Заметим, что Печенгский монастырь, возрожденный в XIX в., к началу XX в. уже являлся ставропигиальным2. Что же касается настоятелей северных монастырей, то о них со хранилось очень мало сведений. Относительно настоятелей древнего Печенгского монастыря мы пребываем в полном неведении - никаких других имен, кроме игумена Гурия, нигде не упоминается. Если же он действительно в течение 33 лет бессменно руководил обителью на Печенге, то это - уникальный случай в истории монастырей, и осо бенно северных. Если коснуться более разработанной истории Соловецкого монас тыря, можно увидеть, что после смерти «великого основателя - пре подобного Зосимы 18 настоятелей сменили друг друга»3, и это лишь в период до 1537 г. Исключение в настоятельском «долгожительстве» являет собой священномученик Филипп Московский, окормлявший Соловки в течение 20 лет - с 1546 по 1566 г.4 Как известно, монастырская должность строителя существует не зависимо от того, есть ли в обители настоятель. До своей блаженной кончины строителем Печенгского монастыря состоял преподобный Феодорит Кольский. Еще раз напомним, что с канонической позиции, Феодорит никогда и не переставал быть строителем основанного им Свято-Троицкого Кольского монастыря. Беззаконные действия братии, изгнавшей старца и переместившей монастырь из Колы на Печенгу, вовсе не отменяют Ставленой грамоты, данной Феодориту Новгород ским архиепископом Макарием около 1540 г. Так что до августа 1571 г. строителем Троицкого монастыря оставался преподобный Феодорит Кольский. С момента «кольского бунта» 1548 г. - лишь de jure, а после возвращения Феодорита на Север, около 1562 г., уже и de facto, что находит свое подтверждение в исторических документах5. 1 «Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский («Новый Иерусалим»), Симонов, Донс кой, Спасояковлевский и Заиконоспасский» (Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 625). 2 «Описи церкви во имя Рождества Христова за 1911 г. Ставропигиальный второклас сный Трифоно-Печенгский монастырь» (ГАМО. Ф. 54, оп.1, д. 147, л. 41 об.). 3 Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 30. 4 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. С. 816. 5 Речь идет о «Данной 1569 г. от Евсевия Букина Строителю Феодориту с братией» (Бело куров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 65). См. также: Андреев А. Н. К исто рии колонизации западной части Кольского полуострова. С. 29. 2 2 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz