Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III Как известно, воодушевленный успехом своих злодеяний на Печен­ ге, Весайнен направил свой отряд к Кольскому острогу. «И из Печенги пришли в Колу волость под Кольской острог того же месяца декабря за два дня до Рождества Христова»1. Другими словами, не могло быть разбойников на «наше» Рождество в монастыре. Тем более что тот же летописец сообщает: «...игумена Гурия, и братию, и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге 10 дней». Таким образом , будет несложно подсчитать. Финны пришли к Кольскому острогу «за два дня до Рождества», то есть 23 декабря. До­ рога из Печенги «ближайшим зимним путем рассчитывалась тогда на 185 верст»2. С грузом награбленного и заходом для разорения Мотов­ ского лопарского погоста в губе Западная Лица она заняла не менее трех-четырех дней. Значит, вышли из Печенги примерно 19-20 дека­ бря. «Летописец» указывает, что «стояли в Печенге 10 дней», следо­ вательно, ворвались в монастырское укрепление 9 декабря. Эта дата, видимо, и есть день памяти «игумена Гурия с братией Печенгского монастыря убиенных». День памяти священномученика Ионы и преподобномученика Германа Печенгских, действительно, выпадает на упомянутое ра­ нее летописцем 2 декабря, поскольку их кончина случилась на семь дней раньше. Об этом известно из Жития - после разорения Успен­ ской пустыни разбойники затаились и «на обитель Преподобнаго целыя седмь дней ратию дерзнути не смели». «Дерзнули » напасть 9 декабря. Такое противоречащее документам того времени указание Жития о том, что трагедия разразилась в «праздник Рождества Христова», скорее всего, есть следствие весьма поздней редакции дошедшего до нас текста. Можно предположить, как могла возникнуть эта ошибка в преда­ нии. На те страшные дни декабря в XVI в., действительно, приходи­ лось Рождество Христово, но только «западное», европейское. Скорее всего, именно потому слово «Рождество» и упомянуто в Житии, что свое кровавое пиршество финские лютеране из Остерботнии учинили в Печенге в преддверии своего главного церковного праздника. День 15 декабря они встречали среди изуродованных тел монашеских и на пепелище. Такая важная деталь коварства и безбожия не могла не со­ храниться в памяти народной и в дальнейшем справедливо оказалась в Житии, хотя и без необходимой оговорки. 1 Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. С. 241. 2 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. С. 55. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz