Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Гибель святой обители и обстоятельства мученического подвига монастырской братии На верху стены, в «заборолах» происходила ожесточенная борьба во время штурма, отсюда защитники крепости бросали в нападающих камни, стрелы и копья. То, каким образом врагу удалось внезапно и беспрепятственно оказаться внутри такой монастырской крепости, остается загадкой и поныне. Пока вслед за автором Жития ограничимся и мы тем един­ ственным объяснением тому горестному факту, почему «эти еретики, безвестно (неведомо, непонятно) впадше во ограду», смогли так вне­ запно и безнаказанно « вне церкви во службах сущих иноков и мирских всех закласть мечом». Объяснение сему лишь одно - «благоволение судеб Господних неис- следомых». Т еперь приступим к хронологической реконструкции собы ­ тий декабря 1589 г., дабы установить Дни памяти преподобно- мучеников Печенгских. «Божиим попущением, грех ради человеческих, Святыя Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожжена быстъ до основания». Выяснив, в какие именно декабрьские дни того скорбного года было явлено это тяжкое «Божье попугцение», мы сможем оценить промыс- лительность разразившейся в Печенгском монастыре трагедии. В своих построениях мы имеем надежную точку отсчета - это ясное свидетельство «Соловецкого летописца...» о дате появления отряда «финских немец»: « ...декабря месяца... 2 день. Божьим изволением, грех ради наших, приходили немецкие люди в Печенгский монастырь войною. В то же время автор Жития Трифона утверждает, что разорение монастыря произошло «в самый праздник Рождества Христова». Еще раз, вспомнив о весьма позднем времени написания текста житийной рукописи, рассмотрим эту временную привязку. Рождество Христово Русская Православная Церковь испокон веку празднует 25 декабря, придерживаясь старого стиля. Европейские христиане, приняв в 1582 г. Григорианский календарь, стали отме­ чать Рождество раньше, чем в России. В 1589 г. западное Рождество соответствовало 15 декабря по старому стилю, так как разница между календарями составляла в то время 10 дней2. Есть ли у нас какие-либо основания полагать, что трагедия случилась «в самый праздник Рож­ дества Христова »? 1 Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. С. 241. 2 См. об этом: Мельников В. Г. О старом и новом стиле. Новосибирск, 1993. С. 24. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz