Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 2. Гибель святой обители и обстоятельства мученического подвига монастырской братии укреплений: «...высокие насыпи с торчащими почерневшими брев нами - остаток погибшего монастыря»1. На упомянутой реке Княжухе находилась монастырская мельница, которая, как и многие иные хозяйственные постройки монастыря, располагалась вне его крепостных стен. «Мельница на Княжухе, тот час за монастырскими стенами...»2В наше время приблизительное место этой мельницы указывает мост, по которому речку пересекает дорога на Лиинахамари. «В 1906 г., при постройке этой дороги на ар шинной глубине были обнаружены бревна, видимо бывшего хлебного амбара, о чем свидетельствуют найденные тут обуглившиеся хлебные зерна»3. Об этой мельнице на реке в середине XIX в. свидетельство вали старинные мельничные жернова, которые, по свидетельствам очевидцев, можно было видеть на «задичалом берегу реки Княжухи». Позже, с началом возрождения монастыря, эти жернова были пере несены к Сретенской церкви у реки Маны. Таким образом, мы видим, что древний Печенгский монастырь рас полагался значительно севернее нынешнего места его расположения при церкви Рождества Христова. Память о том, где размещалась оби тель в XVI в., сохранилась в названии этого места - Трифоново поле. Вероятнее всего, именно здесь, на святом месте сожженной древней монастырской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в 1912 г. и было построено здание церкви святого апостола Андрея Пер возванного и святителя Николая Чудотворца (посвящение церквей нескольким святым через приставные престолы является характерной особенностью конца XIX - начала XX в.). Строительство Печенгского монастырского укрепления на месте слияния двух рек, двух естественных водных преград, в полной мере соответствовало оборонительным принципам устройства древнерус ских городов. «Крепость обычно строилась на естественном возвыше нии, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую»4. Так в 1540 г. на каменном мысе (впоследствии превратившемся в остров), при впадении реки Колы в Кольский залив, основал свой Свято-Троицкий монастырь преподобный Феодорит. На мысу, образованном впадением реки Маны в Печенгу, в 1534 г. построил свой «первоначальный» мо настырь преподобный Трифон. На мысу при впадении реки Княжухи в 1 Архангельские губернские ведомости. 1888. № 25. 2 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С.267. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С.66. 4 Тихомиров М. Н. Древнерусские города // Ученые записки Московского Государствен ного университета. М., 1946. Вып. 99. С. 227. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz