Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III располагался в непосредственной близости от Успенской пустыни1, там, где «храм Успения Пречистыя Богородицы, что у Преподобного над мощами». Этот поселок, видимо, планировался как главное место «деловой активности» монастыря в период навигации. Широчайшие торговые операции с русскими и иноземными купцами и крупнотоннажные корабли требовали создания всей инфраструктуры торгового пор­ та, а достаточно глубокий и защищенный залив у Трифонова ручья полностью соответствовал требованиям к месту его размещения. Но вполне возможно, что в период между навигациями, с наступлением полярной ночи, в поселке-порту, кроме служащих в Успенской церкви преподобных Ионы и Германа, вовсе не было монастырского люда. «В описании Колоспеченгского монастыря упоминается, что в 1590 г. шведы, идя с моря, разорили и сожгли прежде всего церковь Успения Богоматери, ту самую, в которой был погребен просветитель Лопского поморья»2. Так же и по Житию: «В первых сожгоша храм Успения Пречистыя Богородицы, что Преподобного над мощами». Здесь враги «иероинока праведного Иону и служебника (Германа) умучили». Верный сопостник преподобного Трифона старец Иона, оставшийся со своим учителем и после его смерти, и послушник старец Герман «в первых» приняли му­ ченическую кончину «от острия меча». Имена их можно найти в спис­ ке «Документа...», это: Jionno и Giermandt3(см.: Приложение VII). По преданию, священномученик Иона и преподобномученик Гер­ ман Печенгские, Кольские4были умучены утром, во время завершения Божественной литургии. Монах Герман звонил на колокольне, увидев врагов, бросился вниз, предупредить служащего Иону, но не успел и был убит у выхода из колокольни5. Девяностолетний старец Иона был убит, сжимая в руках святую Чашу. Как истинный воин Христов, он защитил прежде всего Святые Дары, и «кровь мученика смешалась с кровью Божественного Агнца». Думается, Евхаристические сосуды, на 1 «В то время стали приходить к монастырю морем различные суда... К этому време­ ни относится и основание Трифоном новой церкви во имя Пресвятой Девы Марии. Сюда удалялся Трифон, и жил здесь затворником, и совершал богослужения. У церкви, где она стояла, впадает в залив речка, носящая название Трифонова ручья» (Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266). 2 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». С. 54 3 Старинный Датский документ... С. 4. 4 Святые Иона и Герман прославлены в Соборе Новгородских и Соборе Архангельских святых, также и преподобномученик Гурий, игумен монастыря. 5 Инок Герман, по-видимому, поднялся на колокольню при евхаристическом каноне на «Достойно и праведно...», когда полагается благовестить 50 ударами в колокол. 2 1 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz