Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА III верфи. «Датский документ»1сообщает нам имена и фамилии четырех мужчин, трех подростков, одной женщины и двух девушек, убитых финнами. Монастырская верфь нужна была разбойникам для того, чтобы использовать суда и продолжить свой поход, но уже по морю2. В том и состояло коварство замысла врага, чтобы подойти к монасты рю со стороны моря, откуда в это время года никого не ждут3. В дека бре в этих широтах навигация практически была невозможна4. Именно это обстоятельство - нападение со стороны моря - и по родило в дальнейшем известное предание о том, что монастырь ра зорили морские разбойники - пираты. Отряд Весайнена погрузился на монастырские суда в ночь на 2 де кабря5и на веслах начал движение в сторону Печенги. Понятно, что судов было несколько, различной грузоподъемности и типа, а следова тельно, и разной скорости хода. Разбойному десанту необходимо было преодолеть за ночь расстояние в 40 морских миль. Средняя скорость при столь продолжительном движении судов на веслах с крепкими гребцами составляет порядка 5 узлов. Таким образом, к утру отряд должен был войти в Печенгскую губу. Мы помним , что Салинген проводил тщательные гидрографи ческие исследования в губах и заливах и, надо полагать, поделился со шведами информацией о районе предстоящего перехода отряда. Время передвижения судов по маршруту было выбрано очень гра мотно - именно в период с часа ночи до шести утра морское течение было попутным, направленным вдоль берега к губе Печенге6. Профессор Фрисс считал, что, двигаясь по берегу моря на восток к Печенгской губе, разбойники предварительно зашли в губу Воло- 1 Старинный Датский документ... С. 4. 2 В это время на Севере строились суда значительного водоизмещения. «Ходят они в больших и малых кочах, - писал англичанин С. Барроу в 1556 г., - „малые” суда - экипаж до 24 человек, а „большие” - более 30» (Старков В. Ф. Поморские кочи XVI-XVII вв. // Наука в России. М., 2000. № 5. С. 92). «Древняя лодья поднимала груз в 12 тыс. пудов (около 200 т)» (Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 546). 3 «Финны направили свой набег из Каяны не на восток, а прямо на север, к озеру Инари, по реке Паз дошли до моря и в ночь на Рождество появились в Печенгской губе» (Островс кий Д. Н. Речь, читанная в зале обер-прокурора. С. 388). 4 «Возможное время для плавания возле этого берега - с начала мая до исхода октября» (Рейнеке М. Ф. Географическое описание северного берега России. СПб., 1850. С. 52). 5 «Декабря месяца... 2 день. Божьим изволением, грех ради наших, приходили немец кие люди в Печенгский монастырь войною...» (Корецкий В. И. Соловецкий летописец кон ца XVI в. // Летописи и хроники. С. 241). См.: Карта северного берега Русской Лапландии. Составлена с описей капитанов Лит ке и Рейнеке 1822-1832 гг. Гидрографический департамент Морского министерства. СПб., 1855. 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz