Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Проблем а внеи сторичности в средневековой российской агиографии «Вообще у наших писателей житий, - как справедливо замечает академик Голубинский, - поставлялось главное достоинство их тво рений не в подробной и обстоятельной передаче сведений о святых, а в риторической благоукрашенности речи, так или иначе достигаемом многословии и затейном краснословии»1. С этого времени в российской агиографии стала прогрессировать эта сознательная отстраненность житий от фактического жизненного материала. Для написания такого «условного» жития находилось и «благочестивое» оправдание: «Житие святого составляет принадлеж ность богослужения и, будучи обязательно прочитываемым в цер кви на шестой песни канона, должно быть настроено на возвышен ный хвалебный тон церковных песней, что требует от него не живых конкретных черт святого, а именно типических, отвлеченных, чтобы сделать эту прославляемую личность чистым олицетворением отвле ченного идеала»2. На это следует возразить, что, во-первых, изначальная идея, кото рой руководствовались средневековые писатели подобных «типовых» житий, была совсем иной, о чем мы расскажем ниже, а во-вторых, та кое показное благочестие не выдерживает критики: для упомянутого «чтения после шестой песни канона» в Минеях находятся специально разработанные тексты кратких жизнеописаний - синаксарии. Они-то и должны иметь необходимый «возвышенный и хвалебный тон». Жиз неописание же святого должно быть исторически достоверным и нести людям правду. Понимание этого отличия было подчеркнуто и в упомянутом выше определении Собора: «Из Жития святого составляется пролог или синаксарь для Богослужебного употребления»3. Н адо хорошо понимать, что Житие подвижника - это далеко не биография. Исторически верное, но не осмысленное авто ром пустое перечисление событий жизни никак не может называть ся «Житием» и претендовать на то высокое предназначение, которое имеет «Житие святого». Все жизненные коллизии, сомнения и иску шения, выпадавшие на долю смертного, непременно должны быть представлены в «Житии святого», но только в глубоко осмысленном, Евангельском виде. 1 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. С. 262. 2 Знаменский П. В. Сергий (Шелонин) - один из малоизвестных писателей XVII в. // Пра вославное обозрение. М., 1882. Февраль. С. 300-301. 3 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Россий ской Церкви 1917-1918 гг. М., 1918. С. 26. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz