Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I заслоняя собой историческую достоверность. «К фактической стороне своего повествования Епифаний относится как будто с намеренной небрежностью, а что касается до последовательности рассказа, то не только не заботится о ней, но как будто нарочно хочет спутать ее»1. Однако время пренебрежения фактической стороной жизни свято го наступило с появлением в Московии в 1440 г. «известного агиогра- фа с горы Афон» Пахомия Серба (Логофета). Работая над переписыва нием книг в Троице-Сергиевой Лавре, он вскоре приобрел славу выда ющегося стилиста и мастера написания житий. В короткое время им были составлены многочисленные Жития святых, о жизни которых он практически ничего не знал. В своих сочинениях Пахомий весьма «свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений»2, также «не видел ничего предосудительного в заимствованиях из чужих произведений, в повторениях самого себя (особенно во вступлениях к ряду житий), в создании своих редакций - путем небольшой переработки текста, мозаичного соединения и просто дополнения предисловием и после словием чужих произведений»3. Очевидный литературный талант, «прелесть» стиля и риторическая благоукрашенность пахомиевых жи тий надолго очаровали российскую житийную литературу. Да и сам Пахомий, по отзывам современников, был монахом весьма достойным, «мужем благочестивым, проходящим иноческое житие со всяким опа сением добрым... И явился он в нашей земле многих житий святых списателем, украсившим славословием памяти их действием Святого Духа по чину добре»4. Именно Пахомием были заложены на русской почве основы некоего «канона», представляющего собой набор го товых клише, пригодных для написания жития практически любого святого, все исторические сведения о котором могли составлять лишь его имя и тип подвижнической жизни5. 1 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. С. 263. 2 Лященко А. И. Пахомий Логофет // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. С:. 326. 3 Прохоров Г. М. Пахомий Серб // Словарь книжников и книжности. Вып. 2, ч. 2. 1989. С. 168. 4 Яблонский В., священник. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 1. 5 Понятно, что сам канон «типического жития» был заложен еще в византийской агио графии. Творчество Пахомия представляет собой лишь определенный - вершинный - этап развития канона на русской почве. Об этом см.: ЛопаревХ. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Ч. 1. Современные жития. Иг., 1914. Из новейших работ по византийской топике упо мянем: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, New-York, 2005. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz