Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава I заслоняя собой историческую достоверность. «К фактической стороне своего повествования Епифаний относится как будто с намеренной небрежностью, а что касается до последовательности рассказа, то не только не заботится о ней, но как будто нарочно хочет спутать ее»1. Однако время пренебрежения фактической стороной жизни свято­ го наступило с появлением в Московии в 1440 г. «известного агиогра- фа с горы Афон» Пахомия Серба (Логофета). Работая над переписыва­ нием книг в Троице-Сергиевой Лавре, он вскоре приобрел славу выда­ ющегося стилиста и мастера написания житий. В короткое время им были составлены многочисленные Жития святых, о жизни которых он практически ничего не знал. В своих сочинениях Пахомий весьма «свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений»2, также «не видел ничего предосудительного в заимствованиях из чужих произведений, в повторениях самого себя (особенно во вступлениях к ряду житий), в создании своих редакций - путем небольшой переработки текста, мозаичного соединения и просто дополнения предисловием и после­ словием чужих произведений»3. Очевидный литературный талант, «прелесть» стиля и риторическая благоукрашенность пахомиевых жи ­ тий надолго очаровали российскую житийную литературу. Да и сам Пахомий, по отзывам современников, был монахом весьма достойным, «мужем благочестивым, проходящим иноческое житие со всяким опа­ сением добрым... И явился он в нашей земле многих житий святых списателем, украсившим славословием памяти их действием Святого Духа по чину добре»4. Именно Пахомием были заложены на русской почве основы некоего «канона», представляющего собой набор го­ товых клише, пригодных для написания жития практически любого святого, все исторические сведения о котором могли составлять лишь его имя и тип подвижнической жизни5. 1 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. С. 263. 2 Лященко А. И. Пахомий Логофет // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. С:. 326. 3 Прохоров Г. М. Пахомий Серб // Словарь книжников и книжности. Вып. 2, ч. 2. 1989. С. 168. 4 Яблонский В., священник. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 1. 5 Понятно, что сам канон «типического жития» был заложен еще в византийской агио­ графии. Творчество Пахомия представляет собой лишь определенный - вершинный - этап развития канона на русской почве. Об этом см.: ЛопаревХ. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Ч. 1. Современные жития. Иг., 1914. Из новейших работ по византийской топике упо­ мянем: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, New-York, 2005. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz