Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 2. Гибель святой обители и обстоятельства мученического подвига монастырской братии предводительством некоего Пекки Весайненауже с весны 1589 г. начали активно и безжалостно разбойничать на Русском Севере, грабя и сжи гая российские поморские селения. Первыми были разорены Рождества- Богородичный монастырь на реке Ниве и вся Кандалакшская волость. Случилось это 26 мая 1589 г., «на Петрово заговенье в ночи». «В монас тыре братию и всех людей присекли, а иные в реке тонули, и монастырь и церковь пожгли, а людей побили 450 человек»1. Так скупо повествуют о тех событиях Московские летописные известия. С начала 1589 г. на Русском Севере началась полномасштабная воору женная агрессия, совершаемая руками финских наемников, в условиях действующего перемирия. В Архиве древних актов сохранилась «от- пись колмогорского воеводы князя А. Вяземского о шведских напа дениях на российские поморские Кандалакшские волости». Документ составлен в июле-августе 1589 г. и, хотя ныне он пребывает в весьма ветхом состоянии, частично текст удалось восстановить. Воевода до кладывает о разорении Кандалакши, о 50 человеках, уведенных в полон, о том, что «и на Соловецкий монастырь приступали», на поморские же волости приходили реками, «да иные волости выжгли и воевали», «ра зорили варничные места Соловецкого монастыря старцев, и в Керети», всего «со 100 человек их приходило». Воевода информирует царя о том, что одновременно было совершено нападение на Валаамский и Коне- вецкий монастыри, и просит царя «повелеть собрать 1,5 тыс. человек рати и самих немец повоевать». Кроме того, запрашивает «50 человек литовцев и карелян (?) для обмена» пленными2. К зиме 1589 г. стало понятно, что полномасштабной войны не из бежать, но нарушать крестное целование до срока никто из монар хов первым не хотел. И лишь «в январе 1590 г., с окончанием срока перемирия, многочисленное русское войско выступило к шведским границам, и сам царь находился при нем»3. И буквально через месяц, в сражении под Нарвой, преподобный Трифон своим заступничеством в чудесном явлении спасает жизнь находившемуся при войске благо верному царю Феодору Иоанновичу, чего мы касались ранее. Основные события этой войны разворачивались в районе Фин ского залива и Ладожского озера - Россия стремилась вернуть себе выход к Балтийскому морю и земли, потерянные Иоанном Грозным в Ливонской войне. 1 Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники. С. 229-230. 2 РГАДА. Документы Посольского приказа. 1589 г. Ф. 96, № 1. Л. 3. 3 Соловьев С. М. История России с древних времен. М., 1994. Кн. 4. С. 251. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz