Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

ГЛАВА III А. М. Филиппову и настоятель возобновленного монастыря архиман­ дрит Ионафан, обнаруживший многочисленные их древние могилы у старинной церкви святых Бориса и Глеба. Так что, скорее всего, именно этот монастырь на Паз-реке и был разрушен в древности: «Твой коронный фохт в Норботнии силою взял подати с наших подданных, живущих в Мурманской земле, и твои подданные разрушили наш монастырь близ Варгава...». Надо сказать, что шведы упорно отрицали свою причастность к этому факту: «. ..мы никогда не слыхали названия Мурманская земля и где находится ос­ трог Варгав и монастырь тот»1. Возможно, они и не лукавили, ибо упомянутое в царском письме «разрушение монастыря близ Варгава» относится, скорее всего, ко временам деяний преподобного Евфимия Карельского, когда шведы к землям в районе Варангер-фьорда ни­ какого отношения не имели. В те времена разорять наши погосты и монастыри приходили «Мурмане войною в 500 человек, в бусах и шнеках, и повоеваша...»2. Что же касается документальных упоминаний о монастыре святого Николая, то в них мы всегда находим непременное уточнение: «близ Варгава». Варгавом, или Вардехузом (сторожевым домом), в начале XVI в. называлось укрепление, построенное датчанами на хорошо из­ вестном мысе Немецком (Кегоре), что на западной оконечности полу­ острова Рыбачий у Вайда-губы3. И губа Паз, и Печенгский монастырь, действительно, находились весьма «близ Варгава». Позже, по мере уси­ ления влияния Московского царства в Лапландии, датский «стороже­ вой дом» переместился западнее, на другую сторону залива Варангер- фьорд. Ныне на этом месте находится норвежский городок Вардё. Оговорка «близ Варгава» вынужденная и связана с тем, что на Се­ вере, на Белом море, с конца XIV в. существовал еще один Никольский монастырь. Это Николо-Корельская обитель, основанная преподоб­ ным Евфимием. В 1419 г. монастырь этот был разорен упомянутыми выше «мурманами» и вновь возрожден попечением небезызвестной Марфы, вдовы бывшего новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, в память о двух своих утонувших в устье Двины и «погре­ бенных в развалинах сей обители»4 сыновьях Феликсе и Антонии. 1 Чумиков А. О перемирии... С. 4-5. 2 Первый новгородский летописный свод за 1419 г. // Полное собрание русских летопи­ сей. СПб., 1863. Т. 3. С. 108-109. 3 Под именем «сторожевого дома» это место упоминается как основанное в XIV в. в рассказе Герберштейна о плавании Истомы с Двины в Данию (см.: Огородников С. Ф. Очерк истории г. Архангельска... С. 30 (прим. 39)). 4 Книга, глаголемая Описание о российских святых... С. 159. 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz