Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА III «Жаловался нам игумен [Abbotheller Prior] монастыря св. Николая, у Печенги, близь Варгевэ, что подданные твои похвалялись, что убьют его и разрушат тот монастырь наш»1, - так писал царь Иоанн Грозный шведскому королю Густаву в 1537 г., описывая события, происходив шие в предшествующие годы на Норманнской земле. Однако там же сообщается и о совсем ином событии: «твои подданные разрушили наш монастырь близь Варгава». Другими словами, в тексте договора говорится о том, что уже разрушили один русский монастырь «близ Варгава» и «замышляли ограбить и уничтожить» другой, тот, который «у Печенги, близь острога Варгав». Какой же монастырь разрушили? Возможно, разгадка кроется в небольшой оговорке, сделанной Си моном ван Салингеном в своем «донесении о Лапландии». Голландец, описывая места в районе церкви Бориса и Глеба, поясняет: там, где «в 1573 г. русские бояре и послы положили границей Паз-реку, или где первый Monckenfort» («Paesz oder der ersten Monckenfort»)2. Значит, при устье Паз-реки существовал некий древний, «первый Монкенфорт». При этом важно обратить внимание на написание самого названия этого места - Monckenfort. На старонемецком «Мопскеп» - монашес кий, а вот «fort» означает именно «форт» - укрепление. То есть речь идет о существовании первого монашеского укрепления (монастыря), а вовсе не «Монашеского фьорда» при реке Паз, как переводили преды дущие исследователи3. Таким образом, можно сделать важное предпо ложение о том, что место некоего самого древнего русского монастыря, «первого монашеского форта» на Крайнем Севере - это губа Паз, там, где ныне церковь во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, что у поселка Борисоглебский. И не в этом ли таинственная перво причина столь непреодолимой тяги к этому святому месту всех поко лений русских лопарей от самой древности до наших дней?4«Русские люди и в древнее время селились и жили около Паз-реки»5. О том, что здесь в глубокой древности жили монахи, позже рассказывал историку 1 Чумиков А. О перемирии, состоявшемся между Швецией и Россией в 1537 г. Швед ский список с Царской грамоты 1537 г. // ЧОИДР. СПб., 1895. Т. 4. С. 6. 2 Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке... С. 120. 3 Слово «фьорд» по-немецки пишется «Fjord» (см.: Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке... С. 120). 4 Нынешние «восточные саамы» («skoltes»), живущие в Норвегии и Финляндии, посто янно поднимают вопрос об организации их свободного прохода к Борисоглебской церкви, что на реке Паз. «Не может умереть лопарь, не помолившись у Бориса и Глеба», - говорят они на встречах с нашими священниками. 5 Священник В. Мелетиев. Памяти архимандрита Ионафана // Архангельские епархи альные ведомости. № 6. 1915. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz