Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Анализ масштаба тор гово-промыш ленны х операций Печенгского монастыря шой чертеж» - не дошедшая до нас первая карта Великого Княжест­ ва Московского, появившаяся в XV в., «которая начата, мнится, при Иоанне Великом (Иване III), а при внуке его царе Иоанне IV (Иоан­ не Грозном) и после при царе Алексие дополнивана»'. Сведения этой карты, отразившей в себе различные временные пласты, могут быть интерпретированы по-разному. Это касается и упоминания о «двух монастырях Печенгских». Во-первых, это могли быть монастыри середины XVI в.: «На усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный, а в нем церковь Троицы Живоначальныя» и «Монастырь Печенгской на устье реки Печенга, а в нем церковь Успения Пречистые Богородицы, да другая церковь Зосима и Савватия Соловетцких чудотворцов»2. Второй вариант - это монастыри начала XVI в. Опять же «на усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный» и загадочный «монастырь св. Николая на Печенге против Варгава»3, о котором писа­ ли историки и который неоднократно упоминался в дипломатической переписке того времени. Учитывая, что при составлении карты «Большого Чертежа» сущест­ вовал еще нанесенный на ней «от усть реки Порьей у моря монастырь Кукуев»4, основанный не позднее XV в., нельзя исключить, что и оба «монастыря Печенгские» также могли быть неведомыми нам ныне древними предшественниками Печенгских обителей XVI в. времен преподобного Евфимия Карельского и его учеников5. Если же говорить о фактической стороне вопроса, то самым пер­ вым в этом дальнем приграничье монастырем, сведения о котором реально уцелели в истории, был упоминаемый Карамзиным «уединен­ ный монастырь св. Николая на Печенге против Варгава»6. Известный историк, надо понимать, основывал свое сообщение на тексте дого­ вора о перемирии между Россией и Швецией, заключенного «в день св. пророка, 2 июля 7045 г.», то есть в 1537 г.7 1 Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. С. 215. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение 2. С. 432. 3 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 8. С. 675. 4 Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 165. 5 Преподобный Евфимий Карельский (ок. 1350-1435 гг.), основатель Николо-Карельского монастыря и просветитель народов Крайнего Севера. Миссионерство его обители осущест­ влялось через строительство Никольских скитов, церквей и часовен на побережье Белого и Баренцева морей. Большинство этих очагов православия были уничтожены «мурманами» в начале XV в. 6 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 8. С. 675. 7 Текст договора хранится в Российском государственном архиве древних актов в фон­ де Министерства иностранных дел. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz