Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Анали з масштаба тор гово-промыш ленны х операций Печенгского монастыря Этот последний призыв Преподобного блюсти идеалы христиан­ ские и обеты иноческие, помнить заветы апостольские: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедали вам» (1 Фес. 4, 10-11), дословно сохранен в тексте Жи­ тия: «Вы знаете меня от многих лет и вы сами видели, что не только моим, но и вашим требованиям служил я своими руками и всем был послушник... Молю вас, помните, душа наша яко странник, недолго пребывает в мертвенном теле, что вменяется в прах, ибо все мы гной и сын человеческий - червь... Туда стремитесь, где несть смерти, ни тьмы, но вечный свет. Не любите мира и яже в мире - окаянен мир сей, погубить миролюбцев тщится, всюду пагубы свои простирает и, наконец, все смертью осуждает». Всю свою любовь, тревогу и печаль о судьбе оставляемой им братии вложил в эти предсмертные наставления святой старец Трифон. Здесь и его последнее покаяние, и сокрушение сердечное за отступление от заветов Евангельских, за то, что, может, много попускал он братии, да мало «уздал и востязал их страхом Божиим»1. Конечно же, братия понимала, что их учитель и отец Трифон за послушание взял на себя этот крест управления и окормления «мо­ настыря нового типа» и сделал все, что было в его силах, для спасения душ своих чад. И сейчас, холодным декабрьским днем 1583 г., Печенг­ ский старец подводил итог этому своему главному подвигу, и Сам Господь Духом Святым вещал холодеющими устами Своего угодника неумолимые слова Его воли: «Будет на сию обитель тяжкое искуше­ ние, и от острия меча умучатся многие, но не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставит Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель». Несмотря на постоянную угрозу разорения от «всезлобных и лука­ вых немец», место в устье реки Печенги уже с древних времен было облюбовано русскими монахами. Древнее норвежское название Пе­ ченгского залива - Монкенфьорд, что в переводе означает «Залив монахов», - косвенное тому подтверждение. За всю историю пребы­ вания монахов на Печенге лишь во время окормления этих мест пре­ подобным Трифоном обитель оставалась нетронутой неприятелем, и полыхавшие вокруг бесчисленные войны, по молитвам Преподоб­ ного, обходили Печенгу стороной. Известно, что Печенгский монастырь пережил три разорения. «В прежних годех Печенской монастырь трижды свейские немцы 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 334. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz