Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
ГЛАВА III Всю духовную пагубу для обители от непомерных мирских попече ний ясно осознавал святой Трифон и глубоко скорбел сердцем. Горе чью и тревогой исполнены все его предсмертные увещевания братии, его плач о «чадцах своих»: «Любимцы мои, честно иночество и воз держанно храните, начальства бегайте». Что на современном языке означает: «чуждайтесь желания власти». Задумаемся, - в эти последние минуты жизни Трифон, наставляя сво их чад, касаясь самого главного, того, что его больше всего тревожит, почему-то говорит об опасности властолюбия. Среди искушений, подсте регающих инока, властолюбие, казалось бы, не самая первая проблема. Ко второй половине XVI в. в больших общежительных монастырях среди прочего неблагополучия этот грех стал далеко не последним. Монахи «вотчинного» монастыря неизбежно должны были входить в начальственные отношения. Кто же, как не они, должны были руко водить людьми, следить и контролировать все то многочисленное на селение, которое в соответствии с существовавшей тогда практикой, по сути уже крепостным правом1, стало принадлежностью монастыря вместе с пожалованными монастырю землями? Поскольку: «...пожа ловали мы в вотчину... с лопарями и всеми, кто ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми...»2. Или: «Те Мотоцкие и Печен- ские лопари отданы в Печенской монастырь в крестьян место.. .»3. Так что любой монах уже нес в своем лице эту часть феодальной власти над приписанным к монастырю людом. «Служек и крестьян, креще ных лопарей, и дворников, и детенышев монастырских наместники, воеводы и всякие приказные люди не судят их ни в чем, а судит лишь игумен с братиею сам и во всем ...»4 И это было только началом. Ужасы опричного «правежа» и беско нечные войны породили небывалый приток на монастырские земли беглого крестьянства - это так называемые «новоходчики», «бобыли» и пр. «По случаю войны между шведами и русскими из-за Корелии, а также еще по причине тирании, господствовавшей тогда в России, на род бежал и селился в Лапландии»5. К этому беглому люду добавлялось 1 Можно возразить, что крепостное право к этому времени еще юридически не офор милось, но сущность закрепления людей, приписанных к монастырю «в крестьян место», от этого не меняется. 2 Грамоты Кольского уезда XVI-XVIII вв. // Сборник Грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л„ 1929. С. 440. 3 Роспись лопарским погостам 1581 г. // Сборник материалов по истории Кольского полу острова. Л., 1930. С. 57. 4 Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю // Акты Исторические (1645- 1676). Т. IV. СПб., 1842. С. 551-552. s Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 303. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz