Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Однако почему никто, кроме норвежского профессора Фрисса, пря мо не говорит о факте перезахоронения: «Согласно завещанию, тело его было погребено в церкви Святой Девы Марии, но впоследствии пере несено оттуда в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять»1. Скорее всего, проблема состояла в том, что практически все, кто так или иначе касался истории погребения Трифона и событий у его могилы при разорении обители, этой загадки не видели, поскольку не подвергали сомнению местонахождение самой Успенской церкви и пустыни при ней, уверенно считая этим местом известный берег при впадении реки Маны в Печенгу. Если мы хотим восстановить истину и достичь достоверности в своем исследовании, то должны более всего доверять официальным историческим документам, составленным именно в описываемый период. Нет сомнений в том, что наиболее значимым для любого суждения является мнение современника, а тем более - очевидца. Таким решающим свидетельством очевидцев в полной мере являют ся упомянутые ранее писцовые книги 1574, 1608-1609 гг., которые, по мнению авторитетных историков, «можно считать источником бесспорным»2. Писцовые книги однозначно свидетельствуют: нет и не было Успен ской церкви и одноименной пустыни нигде, кроме как в устье реки Пе- ченги, у Трифонова ручья. О том же говорят и лопарские предания. 1 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266. 2 Андреев А. И. О подложности Жалованной грамоты... С. 139. Прим. 2. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz