Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона предположение противоречит ясному свидетельству Жития о том, что враги при разорении монастыря «...в первых сожгоша храм Успе­ ния Пречистый Богородицы, что Преподобного над мощами». Кроме того, никакой разумной причины для такого странного удаления по­ читаемых мощей отца-основателя от места нахождения монастыря и предположить невозможно. Остается второй вариант - после разорения. Или же сразу после трагедии, либо при возвращении части монахов из Колы в Печенгу вскоре после разорения. О том, что «место монастырское» было вско­ ре восстановлено и монахи приезжали из Колы в Печенгу, видно из писцовой книги: «Место старого Печенгского монастыря, да часовня поставлена для лопского крещения и веры православной, да две келии, а в них живут старцы Печенгского монастыря, переменялся по го­ дам, приезжая из монастыря, да всего 15 мест келейных. Да на той же Печенге реке, на усть реки Маны место первоначальное Печенгского монастыря, да место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»1. Теперь наиболее волнующий вопрос: чем была вызвана необходи­ мость перенесения мощей из Успенской пустыни? Надо сказать, что ни у кого из историков прямого ответа на этот вопрос мы не находим. Также и профессор Фрисс, упоминая сей факт перезахоронения, заим­ ствованный им в лопарских преданиях, причин того не касается. Отложим и мы ответ на этот вопрос до момента описания обсто­ ятельств гибели монастыря. У спенская пустынь была основана Трифоном, надо полагать, вскоре после его возвращения из странствий в 1557 г. Место это у Трифонова ручья, находясь значительно в стороне от монасты­ ря, позволяло старцу удаляться «на богомыслие и молчание», отдыхая душой от его «общежительной» суеты. Однако к 1572 г. вследствие активного нарастания объемов между­ народной и иной торговли, осуществляемой через Печенгскую губу, по настоянию Трифона, монастырь строит здесь новую Успенскую цер­ ковь. В ней служат иеромонах Иона со старцем Германом. Здесь мо­ лится и преподобный Трифон. Сюда к «своему отцу и благодетелю» должна была приходить на регулярные службы монастырская братия. Впериод летней навигации место это становилось подлинным цен­ тром монастырской трудовой, торговой жизни. Трифон озаботился, 1 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 432. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz