Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Обретения мощей Преподобного не было. Они и поныне пребыва ют под спудом. Правда, вовсе не там, где были изначально погребены, поскольку были перенесены вскоре после разорения монастыря 1589 г. из Успенской пустыни на «место монастыря первоначального» у реки Маны. Весьма важные сведения о том, что мощи Преподобного не сразу оказались на нынешнем месте, а переносились, сообщает Преосвя щенный Филарет: «По одному списку святцев, Преподобный преста вился июля 23, по другому - ноября 14, по третьему - декабря 15. День кончины, без сомнения, 15 декабря, прочие дни - дни празднования перенесения мощей»1. И позже, уже при начале работ по восстановлению обители в XIX в., архангельский епископ Нафанаил, также, видимо, обладая этой ин формацией, предлагал вернуть мощи к устью Печенги: «Восстановить монастырь против реки Княжухи, где некогда и существовал монас тырь Св. Троицы, и перенести сюда мощи преподобного Трифона»2. Вообще, складывается впечатление, что о факте перенесения мощей, равно как и о многом ином, ныне вызывающем устойчивые сомнения «почитателей памяти Трифона», историки прошлого были достаточно хорошо осведомлены. Так, например, известный исследователь Севера Е. Огородников в 1869 г. пишет о факте первоначального погребения (в отличие от последующих) как о чем-то хорошо всем известном: «Была построена церковь Успения Богородицы, где по завещанию был он [Трифон] первоначально погребен»3. И настоятель монастыря иеромонах Никандр в первые месяцы своего пребывания на месте возрождения монастыря у реки Маны пишет в своем дневнике как о чем-то весьма важном среди иных, действительно насущных дел, о том, что в районе Трифонова ручья «предполагается выстроить часовню»4. Итак, когда же и в связи с чем было решено перенести мощи Свя того, перезахоронив их из Успенской пустыни у Трифонова ручья к Троицкой церкви у реки Маны? Рассмотрим два возможных варианта: до разорения и после разо рения обители. В первом случае перезахоронение мощей должно было бы произойти в период времени от момента кончины Преподобного в декабре 1583г. до разорения Успенской церкви в декабре 1589 г. Но это § 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона 1 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые... С. 562 (прим.). 2 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 36. 3 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». С. 54. 4 Из дневника настоятеля Печенгского монастыря иеромонаха Никандра... С. 6. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz