Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава I! душа моя разлучится от тела моего, погребите меня у церкви Успения Пресвятыя Богородицы». Хотя равным образом будет неясным и то, как же мощи его оказались на реке Мане? Может быть, автор Жития просто ошибся и Трифон заповедал пог- ребсти его у Свято-Троицкой церкви, и именно там он служил со «со- постником его преподобным старцем Ионой». Но это предположение не находит подтверждения в современных тому периоду писцовых книгах: «На усть реке Мане монастырь Печенгский первоначальный, а в нем церковь деревянная Троицы Живоначальныя с трапезою, без пенья ...» . То есть церковь освящена, в ней есть антиминс (трапеза), но служб в ней нет. В бывшей монастырской Троицкой церкви на Мане никто не слу­ жит. Что, конечно, странно. Место, созданное Трифоном для молит­ венного делания и Божественных созерцаний в 1532 г., оказалось ко второй половине XVI в. вовсе без надобности и не востребовано ни­ кем из числа спасающихся в монастыре. Совсем иные заботы и попе­ чения главенствуют в монастыре: идет активное строительство, осво­ ение новых земель, бурная хозяйственная деятельность и торговля... При этом согласимся и с тем, что место «первоначальное» у реки Маны, действительно, слишком удалено от нового монастыря в устье Печенги, а попечение о духовном благополучии обители требовало более близкого нахождения святого старца. Обстановка в обители была такова, что «питаемые тобой роптать не перестают, но ты сих зверство на кро­ тость в благоразумие привел, молитвами непрестанными, и пением, и бдением»1. Потому и основал себе Трифон не столь далекую Успенскую «отходную» пустынь в районе ручья, ныне носящего его имя. Д Д'есяца декемврия в 15 день преставление преподобного отца 1 У±нашего Трифона». Приступая к описанию этого памятн события, надо отметить, что Житие сохранило довольно подробные свидетельства «самовидцев», записавших «в книжецах малых» под­ линные предсмертные наставления старца и обстоятельства его бла­ женной кончины. Незадолго до своей кончины всегда отличавшийся отменным здо­ ровьем Трифон внезапно тяжело заболел. Конечно, к своим 98 годам, Преподобный пребывал «в старости маститой». После столь долгой подвижнической жизни в «проповеди Христовой и по многих своих пустынных трудах» было не удивительно, что старец «впаде в болезнь и изнемог зело». Тем не менее встревоженная этим известием братия 1 Канон прп. Трифону. Л. 96 об. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz