Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона морском»1, жили давние друзья его юности, крещенные им лопари погоста Печенска летняя. Лопарское предание гласит: «Сюда удалялся Трифон, жил здесь затворником и совершал богослужения. У самой церкви или у того места впадает в залив речка, носящая название Трифонова ручья... Трифон обыкновенно удил в ней рыбу в дни свое­ го затворничества»2. Вот здесь-то, под Успенской церковью, и было погребено тело Преподобного, в согласии с его завещанием. И далеко не все историки утратили эту важную информацию, до­ пустив вслед за архимандритом Никодимом столь категоричные оши­ бочные суждения о месте нахождения Успенской церкви монастыря. Оказывается, еще в конце XIX в. желающим был доступен для изучения уникальный документ: «Историческое описание Колоспеченгского мо­ настыря». В нем «упоминается, что в 1590 г. шведы, идя с моря, разо­ рили и сожгли прежде всего церковь Успения Богоматери, ту самую, в которой был погребен просветитель Лопского поморья»’. Понятно, что, идя с моря, вряд ли попадешь в верховья реки Печенги к нынешнему месту нахождения святых могил Печенгских подвижников. Но, чтобы это уяснить, необходимо знать о том, что финский отряд пришел «с мо­ ря», а вовсе не с суши, как в наше время дружно полагают исследовате­ ли, игнорируя информацию, что была доложена Святейшему Синоду в 1888 г.: «Финны по р. Паз дошли до моря, и в ночь на Рождество по­ явились в Печенгской губе»4. Таким образом, видимо, напрасно гневался автор Архангельского патерика5на опубликованное профессором Фриссом лопарское пре­ дание: «Согласно его [Трифона] завещанию, тело его было погребено в церкви С в я т о й Девы Марии (Успения Божьей Матери), но впос­ ледствии перенесено оттуда в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять (Сретенская церковь) и до сих пор известную под именем церкви прп. Трифона. Там перед церковью указывают до сих пор его могилу и крест»6. Если же отбросить это сообщение, становится непонятным, по­ чему не было выполнено завещание Трифона, звучащее в его живом предсмертном слове, сохраненном в Житии: «Егда по воле Божией 1 Оперманн К. Карта Статистического Комитета. Кольский уезд. Л. XXVI (цит. по: Ого­ родников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». С. 54). 2 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266. 3 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». С. 54. 4 Островский Д. Н. Речь, читанная в зале обер-прокурора. С. 388. 5 «Что ни слово - ложь! О перенесении мощей нет никаких данных. Виден шведский первоисточник» (Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик... С. 226). 6 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz