Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II ясное указание, где была Успенская церковь: «Монастырь Печенгской стоит на устье реки Печенга, а в нем церковь деревянная Успения Пречистые Богородицы с трапезою и келарскою, да другая церковь деревянная ж Зосимы и Савватия Соловетцких чудотворцов, да на той же реке Печенге, на усть реки Маны монастырь Печенгской перво­ начальный, а в нем церковь деревянная ж Троицы Живоначальные...» Подчеркиваем, что это свидетельство современника Трифона о место­ нахождении церквей монастыря, и оно подтверждается в писцовых книгах XVII в., писанных уже после сожжения монастыря: «Место старое Печенгского монастыря на усть реки Печенги, да два места церковных Успения Пречисгыя Богородицы, да Зосимы и Савватия, да часовня поставлена для лопского крещения и веры православной»1. Таким образом, становится очевидным, что Успенская церковь су­ ществовала вовсе не там, где ныне могила Трифона, а в устье реки Печенги. О ее построении в 1572 г. упоминает и Салинген, описывая свою зимовку с купеческими судами в Печенге: « ...там было около 50 монахов и около 200 монастырских работников, занятых на пос­ тройке церкви»2. При этом на своей знаменитой карте Салинген изоб­ разил Успенскую церковь явно крупнее, значительнее, чем Зосимо- Савватиевская, что, надо полагать, отражает и богослужебное зна­ чение этих церквей для монастыря. После 1573 г. Успенская церковь стала главной церковью монастыря, как то и было задумано Трифо­ ном. С этого времени место у Трифонова ручья становится не только отходной пустынью для Печенгского старца и иеромонаха Ионы, но и главным местом совместных молитв Преподобного с братией мо­ настыря, со своими духовными чадами. Изначальное предназначение этого места было совсем иным. Тя­ готящийся суеты и житейских попечений «общежительной» модели спасения, молитвенник и постник преподобный Трифон, как и упомя­ нуто в Житии его, стремился «удалиться на богомыслие и молчание». Печенгскому подвижнику нужно было время и место для стяжания благодати Святого Духа. Для этого и была устроена ему Успенская отходная пустынь. Место этой Успенской пустыни было выбрано Трифоном также не случайно. Здесь, «на острове Печенгской губы, при устье Печенги 1 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение 2. С. 432. 2 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 303. Успенская церковь на Печенге была построена по счету второю. При возобновлении монастыря в XIX в. престолы именно этих церквей - преподобных Зосимы и Савватия и Успения Божией Матери были возобнов­ лены в 1891-96 гг., в соответствующих приделах церкви Сретения, на старом «месте церков­ ном», что у реки Маны (см.: Ануфриев Д. А. Записки очевидца. Архангельск, 1914. С. 98). 1 6 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz