Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Т еперь подвергнем критическому анализу имеющуюся историчес­ кую информацию, касающуюся мест последних подвигов препо­ добного Трифона и обстоятельств его преставления и захоронения. На взгляд абсолютного большинства современных исследователей, здесь не может быть никаких загадок. Мощи преподобного Трифона пребывают под спудом в могиле, на том месте, где и были захороне­ ны, то есть там, где был «монастырь первоначальный»1. Там, где река Мана впадает в Печенгу и где был погребен Преподобный в 1583 г. братией монастыря по своему завещанию: «Погребите мя у церкви Успения Пресвятые Богородицы, в пустыни, идеже часто отходил я на богомыслие и молчание». Однако далее в тексте Жития, там, где говорится о разорении оби­ тели, читаем: « В первых сожгли храм Успения Пречистыя Богородицы, что преподобного над мощами». И получается, что все не так гладко, поскольку у реки Маны никог­ да не было Успенской церкви. ВПисцовой книге думного дьяка Алая Михалкова за 1608 г. указа­ но: «Да на той же Печенге реке, на устье реке Маны место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского мо­ настыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»2. Как видим, «места церковного» Успения Пресвятой Богородицы здесь нет вовсе. По ходу наших рассуждений будет полезным остановиться на та­ ком особом понятии писцовых книг, как «место церковное». Церковь может быть разорена, сожжена, уничтожена, но место, на котором она стояла, - всегда свято, оно - «место церковное» до скончания века. Оно никогда Hg исчезнет ни из памяти людской, ни из книг писцовых. И если не сподобились на святом месте сем воздвигнуть памятную часовенку, то уж крест на алтарном месте должен стоять непременно. Это правило хорошо бы усвоить и нам, уже не претерпевающим го­ нений и живущим в XXI в. рядом со многими разоренными «местами церковными». Заметим, что такое понятие «места» существует лишь для церкви или монастыря. «Мест» каких-либо иных исчезнувших со временем зданий или сооружений писцовые книги не знают. Итак, в документе, писанном еще до разорения монастыря, в пери­ од его расцвета, в «Книге письма Василия Агалина 1574 г.» находим 1 Информация, опубликованная профессором Фриссом, где упоминается факт пере­ захоронения (см.: Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266), боль­ шинством исследователей априори воспринималась как абсурдная. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение 2. С. 432. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz