Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Т еперь подвергнем критическому анализу имеющуюся историчес кую информацию, касающуюся мест последних подвигов препо добного Трифона и обстоятельств его преставления и захоронения. На взгляд абсолютного большинства современных исследователей, здесь не может быть никаких загадок. Мощи преподобного Трифона пребывают под спудом в могиле, на том месте, где и были захороне ны, то есть там, где был «монастырь первоначальный»1. Там, где река Мана впадает в Печенгу и где был погребен Преподобный в 1583 г. братией монастыря по своему завещанию: «Погребите мя у церкви Успения Пресвятые Богородицы, в пустыни, идеже часто отходил я на богомыслие и молчание». Однако далее в тексте Жития, там, где говорится о разорении оби тели, читаем: « В первых сожгли храм Успения Пречистыя Богородицы, что преподобного над мощами». И получается, что все не так гладко, поскольку у реки Маны никог да не было Успенской церкви. ВПисцовой книге думного дьяка Алая Михалкова за 1608 г. указа но: «Да на той же Печенге реке, на устье реке Маны место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского мо настыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»2. Как видим, «места церковного» Успения Пресвятой Богородицы здесь нет вовсе. По ходу наших рассуждений будет полезным остановиться на та ком особом понятии писцовых книг, как «место церковное». Церковь может быть разорена, сожжена, уничтожена, но место, на котором она стояла, - всегда свято, оно - «место церковное» до скончания века. Оно никогда Hg исчезнет ни из памяти людской, ни из книг писцовых. И если не сподобились на святом месте сем воздвигнуть памятную часовенку, то уж крест на алтарном месте должен стоять непременно. Это правило хорошо бы усвоить и нам, уже не претерпевающим го нений и живущим в XXI в. рядом со многими разоренными «местами церковными». Заметим, что такое понятие «места» существует лишь для церкви или монастыря. «Мест» каких-либо иных исчезнувших со временем зданий или сооружений писцовые книги не знают. Итак, в документе, писанном еще до разорения монастыря, в пери од его расцвета, в «Книге письма Василия Агалина 1574 г.» находим 1 Информация, опубликованная профессором Фриссом, где упоминается факт пере захоронения (см.: Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266), боль шинством исследователей априори воспринималась как абсурдная. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение 2. С. 432. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz