Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Преподобный Трифон, добравшись и в эти края с Евангельской проповедью, воздвиг часовню святого великомученика Георгия на берегу реки Нейденэльве и приступил к крещению местных лопарей (сколт-саамов). Это побудило лопарскую колдовскую братию (ной- дов) активизировать свою бесовскую работу и ответить усиленным жертвоприношением на мысе Старуха. Узнав об этом, святой Трифон «возгорелся духом и на малой ладье» со стороны моря сумел подойти к этому труднодоступному колдовскому угодью как раз в тот момент, когда начались жертвенные «камлания» (беснования) лопарских кол дунов. Нойды увидели далеко внизу преподобного Трифона, подошед шего к неприступному мысу на своей ладье, но полагали, что уж в этот раз он им помешать никак не сможет. Насмехаясь над незадачливым проповедником, они продолжили свое сатанинское служение. Три фон же, возревновав о погибающих душах столь любимых им лопа рей, встал в своей лодке и, воздев руки к небу, обратился с горячей молитвой к Господ/, прося не допустить «работы вражьей», не дать совершиться мерзким жертвоприношениям. Помолившись, осенил Трифон скалу крестным знамением. Содрогнулась древняя Старуха, и поколебались мрачные теснины. Лопари в ужасе бросились бежать, дерзкие нойды обратились в камни, олени, приготовленные для беззаконной их жертвы, рассыпались в прах, а на мрачной скале проступил белый крест, видимый с моря и поныне»1. В 2002 г. делегация Мурманской епархии, прибывшая в ныне нор вежский Нейден на празднование десятилетия возобновления Нейден- ского православного прихода, с помощью норвежцев сумела отыскать это святое место в глубине норвежских фиордов. Действительно, на одной из совершенно отвесных темных скал, на большой высоте был обнаружен отчетливо видимый белый крест, очевидно, представля ющий собой вкрапление белого мрамора в черном базальте. Так по молитвам преподобного Трифона «не прервалась связь вре мен», не ушло в небытие и нашло свое зримое подтверждение древнее предание лопарей (сколт-саамов) о «белом кресте преподобного Три фона». А вместе с тем укрепилось и наше понимание правоты право славной традиции, зиждящейся на доверии к преданию в целом2. Глава II 1 Валинг Т. Гортер-Гренвик. Часовня святого Георгия... С. 15. 2 В первую очередь, конечно, к Преданию (с большой буквы). Истинное Предание есть «верная благодать истины, которая дана Церкви с самого начала и сохраняется в непрерывнос ти епископского служения» (Флоровский Георгий, протоиерей. Догмат и История. С. 378). 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz