Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Оковавший свое тело железным обручем, навсегда отказавшийся от ношения белья, спящий на «рогозине своей» и «непрестанно в слезах и молитвах в сокрушении сердца пометая себя на землю перед Богом», великий Печенгский старец Трифон, одолев в себе тяжкий грех «сладо- сластия», обрел благодать пред Господом и мог уже «искушаемым помочь». Завершение этой истории с «юношей, от беса насилуемым» и от Трифона «исцеление приявшим», оказалось вовсе не радостным. Гос подь по молитвам праведника и через чтение заклинательных молитв освободил человека от нечистого духа, но, как известно, далее тре буются усилия самого исцеленного. Спаситель особо предупреждал, что этот дух нечистый, выйдя из человека, неприкаянно скитаясь «по безводным местам, ища покоя и не находя» (Лк. 11, 25), непременно возвращается посмотреть, чем занято его бывшее «жилище». Если беспечный человек не позаботился об этом освобожденном от не чисти усилиями святого подвижника «жилище» и не наполнил его дарами Святого Духа, то бес тот «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 27). Так произошло и в данном случае. Юноша тот не сберег духовного здравия, утратил плоды «исцеления с запрещением» и вновь впал в грех служения духу страстей и похотей. Когда об этом стало известно Трифону, то юноша тот, « погрешьшу же паки (впавший в грех вновь) в сладосластие, от тебя, отче, поносим (ругаем) бывает». Мы видим, что автор ограничился скромным словом «поносим», однако, зная крутой характер Печенгского подвижника, можно представить, как совершилось это «старческое вразумление» юного сластолюбца. В отдельных публикациях конца XIX в. можно встретить упо минание некоего лопарского предания о «белом кресте на гра нитной скале»1. Суть предания лопарей Нявдемского и Борисоглебского погостов такова: «В Норвегии, в Нявдемской (Нейденской) губе, среди извилис тых шхер Кеофьорда возвышается мрачная скала Аккупахта (Стару ха). Эта совершенно неприступная твердыня с незапамятных времен служила местом самых страшных языческих жертвоприношений. По говаривали, что в древности и человеческие жертвы приносили здесь в угоду князю бесовскому, сбрасывая несчастных со скалы. 1 См„ например: Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 21; Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. С. 113. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz