Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Оковавший свое тело железным обручем, навсегда отказавшийся от ношения белья, спящий на «рогозине своей» и «непрестанно в слезах и молитвах в сокрушении сердца пометая себя на землю перед Богом», великий Печенгский старец Трифон, одолев в себе тяжкий грех «сладо- сластия», обрел благодать пред Господом и мог уже «искушаемым помочь». Завершение этой истории с «юношей, от беса насилуемым» и от Трифона «исцеление приявшим», оказалось вовсе не радостным. Гос­ подь по молитвам праведника и через чтение заклинательных молитв освободил человека от нечистого духа, но, как известно, далее тре­ буются усилия самого исцеленного. Спаситель особо предупреждал, что этот дух нечистый, выйдя из человека, неприкаянно скитаясь «по безводным местам, ища покоя и не находя» (Лк. 11, 25), непременно возвращается посмотреть, чем занято его бывшее «жилище». Если беспечный человек не позаботился об этом освобожденном от не­ чисти усилиями святого подвижника «жилище» и не наполнил его дарами Святого Духа, то бес тот «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 27). Так произошло и в данном случае. Юноша тот не сберег духовного здравия, утратил плоды «исцеления с запрещением» и вновь впал в грех служения духу страстей и похотей. Когда об этом стало известно Трифону, то юноша тот, « погрешьшу же паки (впавший в грех вновь) в сладосластие, от тебя, отче, поносим (ругаем) бывает». Мы видим, что автор ограничился скромным словом «поносим», однако, зная крутой характер Печенгского подвижника, можно представить, как совершилось это «старческое вразумление» юного сластолюбца. В отдельных публикациях конца XIX в. можно встретить упо­ минание некоего лопарского предания о «белом кресте на гра­ нитной скале»1. Суть предания лопарей Нявдемского и Борисоглебского погостов такова: «В Норвегии, в Нявдемской (Нейденской) губе, среди извилис­ тых шхер Кеофьорда возвышается мрачная скала Аккупахта (Стару­ ха). Эта совершенно неприступная твердыня с незапамятных времен служила местом самых страшных языческих жертвоприношений. По­ говаривали, что в древности и человеческие жертвы приносили здесь в угоду князю бесовскому, сбрасывая несчастных со скалы. 1 См„ например: Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... С. 21; Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. С. 113. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz