Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II К анон преподобному Трифону, по-видимому, отражая древнюю редакцию Жития, упоминает только о трех конкретных фактах чудотворений, совершенных Печенгским подвижником. Два из них хорошо известны, и мы их подробно комментировали выше. Первое чудо - это явление Трифона царю Иоанну Грозному и разговор с ним, состоявшийся за сутки до фактического прихода старца в Москву. Второе чудо - «спасение от смерти руки прикосновением »' царя Фео дора Иоанновича при боевых действиях «у стен града Инфлянты». Упоминание о третьем памятном событии, не вошедшем в нынеш нюю редакцию Жития, мы находим в тропаре четвертой песни Канона. Речь идет об исцелении «от лютого беса насилуемого юноши». Строкой выше автор упоминает важные условия духовного роста, ранее реа лизованные Трифоном, которые и позволили ему стяжать эти особые дарования. Речь идет все о той же борьбе с собственными страстями. «Разгнав страстей мрак, отче, ко свету добродетелей доилед и светел быв, мрачные духи лукавствия отгонявши от человек, Трифоне»2. Упоминаемый «от лютого беса насилуемый юноша» «приемлет ис целение», то есть избавляется от одержимости «мрачным духом лукавс твия» через чин заклинания или, иначе, «с запрещением». Упомянутый эпизод монашеского служения преподобного Трифона вряд ли можно причислить к свидетельствам о чудесах (хотя заметим, этот вид чудес достаточно распространен в житийной литературе). Экзорцизм, или заклинание лукавых духов особым молебным последованием3являлось в то время действием, достаточно часто практикуемым в монашеской среде. И, надо полагать, старец Трифон за свою почти семидесятилет нюю жизнь в монашестве многих людей «от пленения диавольского избавил». В таком случае, почему для Шелонина пример исцеления именно этого юноши оказался особо востребован в каноне? Разгадка, возможно, кроется в изначальной и весьма примечательной в контекс те данного исследования причине беснования несчастного. Согласно тропарю, речь идет именно о грехе « сладосластия », грехе, привержен ность которому юного Трифона-Митрофана упоминается в лопарском предании. При этом мы помним и о том, что идущий вослед Христу подвижник, если сам что-то сумел преодолеть, победить в себе и «пре терпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2; 18). 1 К анон прп. Трифону. Л. 96 об. 2 Там же. Л. 93 об. 3 См.: Последование молебное об избавлении недугующего от обуревания и насилия духов нечистых. М., 1999. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz