Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II К анон преподобному Трифону, по-видимому, отражая древнюю редакцию Жития, упоминает только о трех конкретных фактах чудотворений, совершенных Печенгским подвижником. Два из них хорошо известны, и мы их подробно комментировали выше. Первое чудо - это явление Трифона царю Иоанну Грозному и разговор с ним, состоявшийся за сутки до фактического прихода старца в Москву. Второе чудо - «спасение от смерти руки прикосновением »' царя Фео­ дора Иоанновича при боевых действиях «у стен града Инфлянты». Упоминание о третьем памятном событии, не вошедшем в нынеш­ нюю редакцию Жития, мы находим в тропаре четвертой песни Канона. Речь идет об исцелении «от лютого беса насилуемого юноши». Строкой выше автор упоминает важные условия духовного роста, ранее реа­ лизованные Трифоном, которые и позволили ему стяжать эти особые дарования. Речь идет все о той же борьбе с собственными страстями. «Разгнав страстей мрак, отче, ко свету добродетелей доилед и светел быв, мрачные духи лукавствия отгонявши от человек, Трифоне»2. Упоминаемый «от лютого беса насилуемый юноша» «приемлет ис­ целение», то есть избавляется от одержимости «мрачным духом лукавс­ твия» через чин заклинания или, иначе, «с запрещением». Упомянутый эпизод монашеского служения преподобного Трифона вряд ли можно причислить к свидетельствам о чудесах (хотя заметим, этот вид чудес достаточно распространен в житийной литературе). Экзорцизм, или заклинание лукавых духов особым молебным последованием3являлось в то время действием, достаточно часто практикуемым в монашеской среде. И, надо полагать, старец Трифон за свою почти семидесятилет­ нюю жизнь в монашестве многих людей «от пленения диавольского избавил». В таком случае, почему для Шелонина пример исцеления именно этого юноши оказался особо востребован в каноне? Разгадка, возможно, кроется в изначальной и весьма примечательной в контекс­ те данного исследования причине беснования несчастного. Согласно тропарю, речь идет именно о грехе « сладосластия », грехе, привержен­ ность которому юного Трифона-Митрофана упоминается в лопарском предании. При этом мы помним и о том, что идущий вослед Христу подвижник, если сам что-то сумел преодолеть, победить в себе и «пре­ терпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2; 18). 1 К анон прп. Трифону. Л. 96 об. 2 Там же. Л. 93 об. 3 См.: Последование молебное об избавлении недугующего от обуревания и насилия духов нечистых. М., 1999. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz