Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II И немцы, видя свою неминучую, что им в Ругодиве не отсидетися, да государю били челом ...»1 «Тихий Феодор» в этой войне со Швецией (равно как и вскоре с Крымским ханом) одержал решительную победу с удивительно ма лыми потерями. С Божией помощью решил все те давние проблемы, которые отец его, «Грозный Иоанн», так и не смог разрешить в течение долгих десятилетий изнурительных войн. Но задумаемся, так ли сложилась бы история Руси, не случись того чудесного вмешательства Трифона, спасшего жизнь царя под Нарвой? Воистину «в деснице Божией сердце царево и сына царева» и велик пред Господом избранник Его Трифон. С ледующее чудо, о котором рассказывается в Житии, связано с «Медведем Святого Трифона». Это удивительное событие на блюдала братия монастыря у кельи Преподобного при его жизни. Как известно, дикие звери становятся вновь «домашними», какими они и были задуманы Творцом во времена Адама, как только встретят челове ка, стяжавшего в себе благодать Святого Духа. Вспомним евангельское: «И был Он там в пустыне сорок дней... и был со зверями» (Мк. 1, 13). И в житийной литературе такие эпизоды встречаются довольно часто. Можно вспомнить как древние византийские Жития, например препо добных Герасима Иорданского и Марии Египетской, так и древнерус ские Жития преподобных Сергия Радонежского, Кирилла Новоезерс- кого, Сергия Нуромского, Павла Обнорского и др. В случае с Трифоном медведь, опрокинувший квашню и съевший тесто, заготовленное Преподобным для просфор, был наказан («по бит») подвижником, запретившим зверю отныне приближаться к монастырским владениям. «От того времени, во славу Святые Тро ицы и во знамение чудес Преподобного , окрест Лавры и келий ее, мо настырскому скоту и оленям его, в пустыне бесстрашно пасущимся и доселе, звери не пакостили». Второй медведь появился более трехсот лет спустя, в августе 1893 г., при возобновлении монастыря у реки Печенги. Убедительные прось бы со стороны монахов к колонистам, жителям деревни Монастырс кой, что в устье реки Печенги, с предложением переселиться несколь ко в сторону и дать возможность монастырю строиться на древнем святом месте, к сожалению, были встречены решительным отказом, что отчасти объяснялось влиянием приверженцев раскола среди на- 1 Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив. Т. VII- М.-Л., 1951. С. 230, 231. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz