Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

по благословению Сергия Радонежского его учениками старцами Фео­ дором и Павлом. Как известно из предания, в первых своих часовнях Трифон имел иконы, им самим написанные1. Надо полагать, именно из таких икон и был образ Божией Матери «Трифоновская», стоявший в пещере, что находится в гранитной скале на берегу реки Паз. В конце XIX в. в этой пещере находилась уже иная икона Божией Матери, подаренная некоей новгородской паломницей Марфой. Судя по габаритам киота (1,4 м х 0,7 м), изготовленного в 1872 г. экипажем шхуны «Полярная звезда», икона была значительных размеров2. Ныне нам неизвестна судьба этой иконы, и, тем более, мы ничего не можем сказать о том, какова была иконография того старинного образа «Трифоновской» Божией Матери. О собое значение в жизни преподобного Трифона имела его духовная связь с благоверным царевичем Феодором, в даль­ нейшем царем Феодором Иоанновичем, которая не прервалась и по кончине Преподобного. На то есть указание в его посмертных чудесах. Это история о чудесном спасении царя Феодора Иоанновича, когда явившийся ему Трифон повелел срочно выйти из шатра, где почивал Государь3. При своем явлении царю Трифон напомнил Феодору Иоан­ новичу об эпизоде с дарением одежды «с плеча великокняжеского»4. Сразу же за этим в уже пустое царское ложе ударило шведское пу­ шечное ядро. События, описанные в Житии, когда «Царь и Великий князь Феодор Иоаннович сам воевал великие Инфлянты, то есть страны Пивонския земли и обышедшу некий град, положися обозом неподалеку и постави- ша шатры», имеют реальное историческое подтверждение. Царь Феодор, прямо скажем, избегал личного участия в воинских походах, более тяготея к делам духовным и подвигам молитвенным. Но в этот раз, действительно, когда «в январе 1590 г. многочисленное русское войско выступило к шведским границам, сам царь находился Глава II 1 «В этой часовне поставил он нарисованные им самим образа» (Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии...). 2 Смирнов, священник. Пазрецкий лопарский приход... С. 223. 3 Это чудесное событие не является чисто житийным. Об исторической известности этого факта говорит упоминание его и в иных повествованиях. Так, например, это чудесное спасение царя также приписывают и явлению преподобного Максима Грека (t 1556), что, как утверждают, и привело к установлению его местного почитания (см.: Малков Ю. Г. Русь Святая. М., 2002. С. 226). 4 См. главу «Чудо о хождении преподобного в царствующий град Москву» (Житие прп. Трифона. С. 105). 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz