Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона устья р. Пашич в скалах находится пещера, освященная молитвами преподобного Трифона Печенгского, или Кольского. В пещере на ходилась старинная икона, по преданию, принадлежавшая святому подвижнику. Особенно почитали ее лопари»1. Надо полагать, что под «Пашичем» следует подразумевать реку Паз с известной Трифонов ской пещерой в скале на ее берегу. С этой пещерой связано одно ло парское предание, которое ныне можно услышать в Северной Норве гии. В пещеру эту, находящуюся в подножии отвесной скалы, что на берегу реки Паз, можно попасть только непосредственно из реки, да и то лишь в момент, когда в устье реки заходят морские воды большого прилива из Варангер-фьорда. Предание рассказывает о том, что Три фон, будучи преследуемым шведами, был вынужден прыгнуть вниз с отвесной скалы в реку. Когда же он вынырнул из воды, то обнаружил не заметную сверху пещеру, в которой и укрылся от преследователей. Впоследствии он неоднократно приходил сюда на лодке, пребывая в пещере «в богомыслии и молчании»2. Особое внимание к этим местам со стороны преподобного Трифо на во многом обусловливалось древней принадлежностью к русским христианским святыням берегов залива Бек-фьорд и губы Паз. Пре подобный Трифон, воздвигая здесь церковь именно в память святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, кроме тех причин, на которые указывали предыдущие исследователи3, надо думать, имел в виду и воспоминания своих отроческих лет, проведенных с родителями в благочестивой священнической семье города Торжка. Главной святы ней его родного города Торжка еще с незапамятных времен, с 1038 г., являлся Борисоглебский - Новоторжский мужской монастырь. Мо настырь этот был основан преподобным Ефремом, братом верного и любимого слуги св. князя Бориса именем Георгий, закрывавшего собой князя от злодеев-убийц и убитого вместе со своим господином через усечение главы. Мощи преподобного Ефрема почивали открыто в соборном храме монастыря вместе с нетленной главой брата его Георгия. Да и близ Ростова, родного города преподобного Феодорита, также существовал Борисоглебский монастырь, основанный в 1363 г. 1 Пространный месяцеслов святых, в земле Российской просиявших / Сост. Н. Д. Таль- берг. (Репринт). СПб., 1997. С. 578. 2 См.: Смирнов, священник. Пазрецкий лопарский приход // Архангельские епархиаль ные ведомости. 1896. № 18. С. 223. 3 «Вероятно, крещение здесь толпы лопарей напомнило прп. Трифону о крещении Руси в Днепре святым князем Владимиром и навело его на мысль построить здесь для ново- крещенных церковь во имя сыновей Владимира, св. Бориса и Глеба, как бы вдвоем покро вительствовавших ему, Трифону, и его сподвижнику Феодориту» (Островский Д. Н. Речь, читанная в зале обер-прокурора. С. 361). 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz