Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II которых отзывался не иначе, как о «полуверных, лицемерных христи­ анах, умягченных и раздроченных различными наслаждениями»1. Царская одежда эта была действительно переделана под священни­ ческое облачение. «Фелонь из синей шелковой материи на холщевой крашеной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и ук­ рашенным одноглавыми и двуглавыми орлами»2. Вместе со многими реликвиями времен Трифона это облачение еще в 30-х гг. XX в. можно было увидеть в старинной церкви святых князей-страстотерпцев Бо­ риса и Глеба, что на реке Паз. «Церковь заключена в новую деревян­ ную обшивку, но внутренность ее представляет драгоценный архео­ логический музей древней церковной утвари и икон»3. «Старинный иконостас, деревянные подсвечники и в тесном алтаре кадило и облачение Трифона. Судя по поручам и облачению, Трифон был мужчина богатырского сложения»4. Нет сомнений в том, что Трифон был мужчиной богатырского телосложения. Однако священнические облачения ему лично были без надобности. Скорее всего, в них служил «сопостник» 'Грифона - Иона Печенгский. Или же тот иерей Иларион, который освятил церковь святых Бориса и Глеба в 1565 г. и упомянут в надписи на «храмозданном» кресте5. Ныне многие из этих реликвий находятся в Финляндии, в Музее Православия в городе Куопио. Кроме Грамоты обитель Трифона, по Житию, была одарена «ко­ локолами и церковной утварью богато < ...> И прииде Преподобный морем в обитель свою». «Морем» - это значит, что Трифон задержался «во вселенной» до весны 1557 г., когда открылась навигация на Севере. Видимо, груз пожертвованных колоколов и всего прочего был слиш­ ком велик для оленьих райд и путь морем от Холмогор на Северной Двине к монастырю на Печенге оказался предпочтительнее. В «Пространном месяцеслове» Н. Д. Тальберга впервые упомина­ ется икона Божией Матери «Трифоновская», с днем почитания ее 1 февраля. Также приведено и следующее пояснение: «Недалеко от 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 343. 2 Общее обозрение Кольского уезда/ / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 18. С. 221. 3 Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб., 1898. С. 112. 4 Заметки о мурманских поселениях. Из отчета Колл. Секрет. Островского в 1880 г. // Живая Арктика. Апатиты, 2002. С. 30. 5 «.. .Освящена, как свидетельствует о том надпись на кресте, 24 июня 1565 г. священни­ ком Иларионом» (Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 266). «Крест сей сооружен в лето 7073 года месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Илларион при начальнике Трифоне» (Ушаков И. Ф. Малые храмы на Кольской земле // Наука и бизнес на Мурмане. 1999. № 3. С. 8). 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz