Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 5. Анализ житийных эпизодов заключительного периода жизни прп. Трифона Именно во время этого, второго хождения в Москву и потребова­ лось преподобному Трифону ходатайство-«умоление» Великого князя Феодора Иоанновича, которому в 1576 г. было уже 19 лет. Эпизод этот весьма правдиво отражен в Житии. И то самое, «необычное начало» грамоты, вписанное в текст «возобновленной» грамоты 1556 года, надо думать, как раз и свидетельствует об «умолении» и освобожде­ нии Печенгской обители и «нашего царского богомольца Трифона»1 от упомянутых выше столь разорительных царских поборов. Это особое расположение к Трифону, которое проявил «благовер­ ный царевич Феодор» увидев северного подвижника, выразилось и в подаренном Трифону облачении «с плеча великокняжеского». «Он же сию одежду перестроит в одежду священную, ибо вижу его мужем праведным», - заметил при этом князь Феодор. Надо сказать, что предание «о двух хождениях Трифона в стольный град Москву» хотя и обойдено молчанием автором Жития, но в памя­ ти церковной было сохранено. «Следует отнести подарок цесаревича ко второму приезду прп. Трифона в Москву, о котором упоминает­ ся в декабрьской книге Милютинских Четьминей, без указания года (в Синодальной библиотеке № 800)»2. Благоверный царевич, а в дальнейшем царь, Феодор Иоаннович - последний и уникальный правитель династии Рюриковичей. Беско­ нечно набожный, во многом «не от мира сего», блаженный Феодор Иоаннович, без сомнения, мог «увидеть» в Трифоне истинного из­ бранника Божия и воина Христова. Конечно, самому Трифону одеяние царевича было бы явно мало: «Великий князь мал ростом, говорит он тихо и очень медленно, рассуд­ ка у него мало или, как другие говорят и как я и сам заметил, вовсе нет»3. Таким увидал православного «царя-батюшку» один из тех надменных польских панов, среди которых в это время жил князь Курбский и о 1 «В середине XVI в. в Соловецком монастыре игуменом Филиппом было установлено постоянное моление за Царскую семью, что объясняет встречаемое в грамотах Иоанна IV обращение к настоятелю как к своему „богомольцу”» (Даркевич В. П. Государева крепость на Беломорье // Наука в России. М., 2000. № 5. С. 106). Таким образом, текст Жалованной грамоты показывает, что подобное поминовение, видимо, еще с 1556 г. было установлено и вПеченгском монастыре. 2 Толстой М. В. Древние православные миссии на Крайнем Севере Руси. М., 1868. С. 7. Предпринятая нами попытка обнаружить это упоминание в указанной «декабрьской кни­ ге», ныне хранящейся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея, пока ус­ пехом не увенчалась. 3 Из донесения польского посла Льва Сапеги в 1584 г. (цит. по: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1994. Кн. 4. Т. 7-8. С. 220). 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz