Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II Рассмотрим теперь противоречие той ссылки в грамоте на «умоле- ние детей своих», которого в это время быть не могло. На наш взгляд, в грамоте, равно как и в Житии, произошло наложение двух разновре менных событий. Преподобный Трифон встречался с Грозным царем дважды. Как мы увидим далее, по-другому и быть не могло. Так вот, именно при этой второй встрече попечение Божие о Печенгской оби тели и нашло свое воплощение в «умолении» царя со стороны Великих князей Феодора и Иоанна. Дело в том, что грамота 1556 г., скорее всего, была отменена в 1575 г. в числе всех иных жалованных грамот и тарханов. Речь пойдет об одном из самых труднообъяснимых эпизодов в правлении Иоанна Грозного. А именно о «Великом Княжении царя Симеона», когда на Земском Соборе 1575 г. царь Иоанн неожиданно сложил с себя царс кую власть и корону, после чего некий татарский князь «Симеон Бек- булатович был поставлен Великим князем всея Руси»1. Отдельные ис торики считали «вокняжение» Симеона «политическим маскарадом» и «опричным фарсом». Но были и более основательные суждения историков, учитыва ющих политический анализ ситуации, приводимый в донесениях иностранных дипломатов в то время: «Иван прибег к этому приему, чтобы оказаться банкротом, сложив на царя Симеона некоторые обя зательства»2. «Он [Иоанн] отказался от престола, посадил на трон Симеона Касимовского и в конце года заставил Симеона отменить все льготы и отобрать грамоты, данные раньше монастырям и епис- копиям (епархиям), которыми они пользовались много столетий. Все они были уничтожены»3. В 1576 г. «...Иоанн принял опять скипетр правления, но за возоб новление грамот он взял с монастырей большие денежные суммы: с одного монастыря он брал 40000 рублей, с другого 50000, с некото рых 100000 рублей... Вновь составленные грамоты, судебные законы, пожалования монастырям, городам, отдельным лицам и купцам дава ли ему еще большие суммы и доходы»4. Таким образом, мы видим, что в 1576 г. многие настоятели российских монастырей вынуждены были приходить на поклон к царю за «возобновленными грамотами». 1 Корецкий В. И. Материалы по истории Земского Собора 1575 г. // Археографический ежегодник. М., 1971. С. 296. 2 Валишевский К. Иван Грозный. С. 284. 3 Середонин С. М. Сочинения Дж. Флетчера как исторический источник. С. 77; см. так же: Горсей Дж. Записки о России XVI-XVII вв. М ., 1990. С. 178-179. 4 Горсей Дж. Записки о России XVI-XVII вв. М ., 1990. С. 60. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz