Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Введение отличия подхода к исследовательской работе со стороны специалиста- историка богословского образования и историка, живущего вне бого­ словской традиции и Церковного Предания в целом1. «Богослов должен пережить для себя историю Церкви как богочеловеческий процесс, как вхождение из времени в благодатную вечность»2, осознавая в конечном итоге, что вся история человечества есть история Церкви от Сотворения мира и до последней Божественной Литургии «последних времен». Таким образом, как и вся история Церкви, монастырская история имеет две стороны: внешнюю, земную, видимую всем и принадлежа­ щую собственно истории, и внутреннюю, мистическую, сокрытую от большинства и принадлежащую Вечности. Подлинная история жизни монастыря, по сути, говоря несколь­ ко утрированно, есть «сводки о боевых действиях». Монастырь - это крепость, практически всегда пребывающая в осаде, где ни на минуту не прекращается яростное сражение с «легионами князя тьмы», где не угасает смертельная «брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). И где, как и на всякой войне, есть не только радости побед, но и горесть потерь и поражений, тяжелые раны и увечья. И где, для того чтобы выстоять, никак не обойтись без стратегии Евангельской мудрости и тактики святоотеческого духовного опыта. И ценность сообщений историка при описании хода этой невиди­ мой «духовной брани» прямо пропорциональна правдивости таких свидетельств, мужественной честности автора при описании этих событий. Это драгоценный монастырский опыт духовной борьбы, который должен быть сбережен, ибо приобретался дорогой ценой неизбежных человеческих взлетов и падений, но и при неизменной, благодатной помощи Божьей. Не секрет, что работа эта требует немалого духовного опыта, осоз­ нания призванности от Господа на такой труд и наличия особого благо­ словения. Самое же главное - то, что написание такой истории монас­ тыря предполагает непременное молитвенное общение автора с теми подвижниками веры и благочестия, историю подвигов которых он стремится воссоздать, поскольку без их участия и благодатной помощи пытаться постигнуть мир веры святых и высоту их духовного восхож­ дения - есть самонадеянная легкомысленность. 1 Мы говорим о Предании, которое есть «верная благодать истины, которая дана Цер­ кви с самого начала и сохраняется в непрерывности епископского служения» (Флоровский Георгий, протоиерей. Догмат и История. М., 1998. С. 378). 2 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Минск., 2006. С. 498. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz