Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
События 1556 г., происходившие при дворе Иоанна Грозного, и место в них давнего друга Трифона - архимандрита Феодорита - как нельзя лучше подтверждают хронологическую безупречность даты выдачи царской грамоты монастырю, равно как и ее подлинность в целом. Приведем мнение уважаемого архиепископа Филарета (Гумилев ского), известного богослова и историка Церкви: «В Москве полезен был Трифону прежний сожитель его по Лапландской пустыни, а те перь архимандрит Феодорит, который в это время пользовался осо бым вниманием царя, так что отправлен был вскоре с важным пору чением на Восток. Друг в пустыни и сотрудник в проповеди, конечно, рассказывал в Москве боярам и духовным об усердном проповеднике Трифоне и его обители»1. Действительно, в эти ноябрьские дни 1556 г. преподобный Феодо рит неотлучно пребывал при царском дворе. Шли важные для Иоанна переговоры с посланником Константинопольского Патриарха. Имен но в это благоприятное время Феодорит отыскивает странствующего Трифона и призывает его поспешить в Москву, дабы «пред царским лицем поставити». Характерно, что, по Житию, Трифон для этой встречи с царем прибывает в Москву с неким «единопутным своим Соловецкого монастыря праведным иноком». Этот соловецкий послан ник от игумена Филиппа (Колычева) был принят царем одновременно с Трифоном, но при этом каждый имел «челобитные свои». Надо по лагать, что посланником этим, «праведным иноком», был не кто иной, как будущий настоятель Печенгского монастыря игумен Гурий, имен но его имя упомянуто в тексте. Организуя эту встречу с царем и по дачу челобитной о льготах обители на Печенге, Феодорит и Трифон подготовили и достойного кандидата в настоятели монастыря из числа соловецкой братии, имя которого и было вписано в Жалованную гра моту: «Живоначалныя Троицы Печенского монастыря игумена Гурия с братией или хто в том монастыре иныя игумен и братия будут...»2- Все это, конечно было невозможно без участия игумена Филиппа (Ко лычева), давшего «Соловецкого монастыря праведному иноку» Гурию «челобитную свою» - отпускную грамоту и рекомендацию. В этом эпизоде мы видим, каким образом было «обставлено» воз вращение Трифона на Печенгу после тяжелого конфликта с брати ей, по сути, захватившей его монастырь. Мы не знаем, кто во время отсутствия Трифона верховодил у мятежных печенгских монахов и Глава II 1 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые... С. 558. 2 Российский государственный архив древних актов. Грамоты Коллегии Экономии, ф. 281- No 4139. С. 122. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz