Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства был возможен в той ситуации, и Канон нам тот путь ясно раскрыва­ ет - «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». В декабре 1589 г. абсолютное большинство братии явили истин­ ное, идущее даже до смерти, послушание своему игумену и наследо­ вали райские обители, по молитвам Трифона, который «их Христу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI в. Печенгским старцем, раскрылась нам лишь не­ давно, когда осенью 2003 г., благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монасты­ ря, убиенная вместе с игуменом Гурием, (была) прославлена в лике преподобномучеников»1. «Молитвами непрестанными, и пением, и бдением», что соверша­ лись по настоянию Трифона в Успенской церкви, построенной р я ­ дом с его отходной пустынью у Трифонова ручья в 1571 г.2, братия обретала покаянный, молитвенный настрой и спасительное чувство устремленности сердца от мира дольнего к миру горнему. Службы в этом храме не прервались и после блаженной кончины Трифона в 1583 г. Надо понимать, что знаменитое грозное пророчество святого о судьбе монастыря, возвещенное им при своей кончине, благодатно повлияло на перемены в духовной атмосфере обители. Молитвенное предстояние Трифона в течение шести лет у престо­ ла Божия в Горнем Иерусалиме после своей кончины позволило ему вымолить спасение для своих своенравных чад, а игумену Гурию под­ вигнуть монастырскую братию к принятию мученических венцов при нападении шведского отряда на обитель в декабре 1589 г. 1 Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15.10.2003 г., на имя епископа Мурманского и Мончегорского Симона. 2 Мы не знаем, что завещал своим духовным чадам отходящий ко Господу в августе 1571 г. великий старец Феодорит Кольский, но мы знаем точно, что именно той осенью в Пе- ченгском монастыре была срочно воздвигнута Успенская церковь. О том, что «срочно», сви­ детельствует современник, наблюдавший в монастыре «около 200 монастырских работни­ ков, и все они были заняты постройкой церкви» («Сообщение» Симона ван Салингена. Цит. по: Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 303). 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz