Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
все силы положит, дабы удержать их в чистоте и строгости «уставов и святых правил», будет «уздать и востязать их страхом Божиим»1. Свой же идеал он давно нашел в этом мире - это пустынничество и богатство его неосудевающее - «священнобезмолвие». Ибо «вкусил я оныя сладости пустынной, понеже пустыня наилучшая родитель ница и воспитательница, Божественного зрения плодовитый корень, истинная содружебница с Богом»2. В свете вышесказанного попробуем сформулировать суть глав ного жизненного подвига прп. Трифона. Неумолима и страшна была мистическая сила того пророчества, что произнес восемь лет назад над Печенгским монастырем великий святой Крайнего Севера преподобный Варлаам Керетский. И Трифон, вернувшись через восемь лет, сознательно принимал этот возвещенный Варлаамом тяжкий крест духовного окормления столь непростого монастыря, чтобы до конца своей жизни, несмотря на противодействие, сделать все, чтобы не допустить погибели душ ино ческих. Об этом ясно говорится в «Каноне преподобному Трифону...»: «Аще и питаемые тобой роптать не перестают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие привел молитвами непрестанными, и пе нием, и бдением, дондеже их Христу чистыми представил». Этот тропарь Канона раскрывает нам все величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал препо добный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные мона шеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества. Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукро тимость» братии, с которыми вплотную довелось столкнуться Печенг- скому старцу, он все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать « сих зверство на кротость» и привести в « благоразумие ». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно Глава II 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 334. 2 Там же. С. 330. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz